прерывается, когда малыш уделяет внимание др. раздражителям; усиливается любопытство, а
темперамент определяет степень интереса. Однако младенцы пока не могут связать наблюдаемые
события с собственными действиями. Для них еще ничто не существует в этом мире кроме них самих.
Младенческая интеракция. Незамедлительные реакции членов семьи на новые действия
младенца создают идеальные условия для научения. Малыши научаются лучше всего, когда др. люди
разделяют с ними достигаемый результат. По-видимому, у людей это биолог. предрасположенность.
Младенцы отдают явное предпочтение челов. лицам перед всеми другими паттернами.
Короткое фокусное расстояние и контраст глаз содействуют пристальному вглядыванию в лицо
чел., к-рый держит малыша на руках. Младенец совершает ритмичные движения сообразно звукам
челов. голоса. К 3 месяцам младенцы различают черты и выражения лиц, а 4-месячные дети гулят
непрерывно, стоит только кому-то поддержать с ними «разговор». Младенцы теперь распознают своих
постоянных слушателей.
От 4 до 10 месяцев
Появление Я-идентичности. Младенцев зачаровывает все, что поддается их манипуляциям или
отзывается на них, и они стремятся к таким взаимодействиям. В период от 4 до 10 месяцев они широко
исследуют окружающее пространство, сначала сидя, затем ползая и, наконец, встав на ноги и держась за
предметы. Новая игрушка берется одной рукой. Перекладывая ее из одной руки в другую, поворачивая,
стуча ею и сравнивая с др. игрушкой, младенцы воспринимают различия. Похожие игрушки могут
объединятся в одну группу. Постепенно младенцы открывают для себя, что эти предметы, вещи и
игрушки существуют отдельно от них самих и от их действий с ними. Мотивированные дети активно
ищут исчезнувшую у них на глазах игрушку.
Людям тоже приписывается отдельное, независимое существование. Младенцу не нравится быть
одному, и он скучает по отсутствующему родителю. Развиваются прочные предпочтения в отношении
постоянно ухаживающих за ребенком лиц. Дети этого возраста нередко отказываются ложиться спать в
установленное для них время. «Завладение» заботящимся о нем взрослым может утешить и успокоить
ребенка.
Самостоятельное питание обеспечивает парадигму этого периода. Младенец координирует в
новый паттерн питания ряд ранее освоенных им движений, таких как хватание, поднесение руки ко рту
и жевание. Так как эти навыки еды приобретают все большее сходство с навыками еды других членов
семьи, дети этого возраста постепенно присоединяются к ним во время приема пищи. Вместо того
чтобы сосредоточиваться на себе, младенцы теперь наблюдают других in vivo. Они подражают
движениям и звукам остальных членов семьи. Время от времени они вносят свою лепту в общий
разговор, однако, пока еще только в форме действий привлечения к себе внимания, после чего
возвращаются к применению своих новых навыков самостоятельной еды.
От 10 до 12 месяцев
Независимость. Свой первый день рождения ребенок отмечает началом ходьбы. Малыш смело
берется за новые задачи и упорно добивается их выполнения. Теперь дети имеют ясные цели и
осмысленно видоизменяют существующие у них навыки, с тем чтобы достичь намеченной цели. Они
уже не дожидаются, когда случай представит им благоприятную возможность открыть для себя что-то
новое. Дети делают выбор, и этот выбор не всегда популярен. Парадоксально, что дети развивают
навыки самостоятельного поведения как раз в период проявления сильнейшей привязанности к
ухаживающим за ними взрослым. Независимость в сочетании с близостью приводит к таким
совместным делам, как одевание и игры типа «ку-ку».
От 12 до 18 месяцев
Исследовательская активность. Умеющие ходить дети поднимаются по лестнице, хотя и
держась за взрослого одной рукой, и, по-видимому, пока еще не сознавая опасностей. Начинается
интенсивный поиск новых впечатлений. Различные стили исследовательской активности определяют
то, чему научатся дети. «Активные исследователи» не хотят сидеть на месте и спокойно заниматься
предметно-манипулятивной игрой с любимыми игрушками, а «тихие манипуляторы» не стремятся к
активному изучению окружающей среды. Мальчиков больше привлекает активное исслед., тогда как
девочки более склонны к предметно-манипулятивной деятельности. В то время как один ребенок может
неутомимо преодолевать препятствия, другой предпочитает переключаться на более легкие задачи.
Восемнадцатимесячные дети творческие существа. Координирующие перспективы сужают
мир, но в то же время и организуют его.
Речь. С появлением речи интеллект начинает положительно коррелировать с соц. классом.
Однако независимо от соц. класса, девочки обгоняют мальчиков в вербальном развитии до конца
|