Программа обучения в основных потоках предполагает различные варианты орг-ции обучения:
установление ежедневной доли посещений обычных классов ребенком-инвалидом; метод «бок о бок»,
когда вместе с обычными классами в том же здании размещаются и специализированные классы;
использование резервной комнаты для предоставления специализированного обучения ученику, в
остальное время посещающему обычный класс; приглашение выездных учителей для прямого
обучения; использование помощников и добровольцев; консультативная поддержка учителей из
обычных классов; направление в сторонние учреждения для обеспечения специализированных услуг.
Одна лишь пространственная близость относительно здоровых детей и детей-инвалидов не
обеспечивает успешного опыта обучения в основном потоке. Детям необходимо взаимодействовать
друг с другом для того, чтобы изменить свои аттитюды. Учителя должны выполнять роль посредников
в этом взаимодействии, принимая личное участие и корректируя программу, и чтобы действовать
эффективно, им требуется консультативная помощь и тренинговый опыт. Очевидно, что на аттитюды
учителей к такому обучению может положительно повлиять тренинг без отрыва от работы, однако и
при достаточной тренинговой подготовке и при всем имеющемся опыте учителя могут вести себя
неадекватно с неординарными детьми, к-рые находятся в этом классе. Напр., Бест считает, что только
54% учителей, к-рых он опрашивал, прошли достаточную специальную подготовку без отрыва от
работы, а в исслед. Грэхэма и др. учителя, ведущие занятия в резервной комнате, выразили
удовлетворенность контактами с учителями из обычных классов, в то время как эти последние
утверждали обратное. Вероятно, аттитюды учителей к потоковому обучению отражают их мнения по
поводу возможности преуспеть в обучении детей с особыми потребностями, а успех зависит от
предоставления адекватной помощи и поддержки таким учителям.
Яв-ся ли обучение детей с особыми потребностями в основном потоке эффективной
альтернативой отдельному, специализированному обучению таких детей? Любой ответ должен
принимать в расчет континуум стратегий потокового обучения, а тж многообразие, характер и
выраженность нарушений способностей детей. Здесь не может быть простого, положительного или
отрицательного ответа.
См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям),
Школьное обучение
К. Ш. Лидц
Обучение методом (управляемых) открытий (discovery learning)
Согласно традиционным взглядам, уч-ся приобретают сложные умения и понятия постепенно,
делая по одному шагу за раз в логической последовательности. Гештальт-психологи бросили вызов
этому представлению, показав, что уч-ся часто схватывают сложные умения или понятия индуктивно,
благодаря проблеску понимания, к-рый они назв. «Ага!»-феноменом.
Чтобы инсайт или внезапное «открытие» произошли, уч-ся должны быть мотивированы к
достижению некой цели и должны воспринимать достижение этой цели как решаемую задачу.
Мотивированные т. о., они будут искать методы, инструменты и
подходы, к-рые бы позволили им
достичь желанной цели. Учитель, стоящий на позициях теории гештальта, индуктивного подхода или
обучения методом (управляемых) открытий, должен иметь нек-рое представление об орг-ции
перцептивного поля ученика и создавать учеб. ситуации, к-рые стимулируют соотв. мотивацию и
предоставляют уч-ся простор в исслед., экспериментировании и открытии.
Педагоги, полагающие, что при разраб. программы обучения следует сходить из представлений
уч-ся об окружающем мире, тж опираются на теории Ж. Пиаже, по мнению к-рого дети вырабатывают
или «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира в процессе
взаимодействия с ним. Дж. С. Брунер говорил, что учитель должен создавать как можно более
автономных и «самоходных» учеников, чтобы они продолжали мыслить и учиться спустя долгие годы
после того, как они завершили свое формальное школьное образование.
Ученики, к-рых обучают этим методом, по его мнению, не яв-ся «смирно сидящими
слушателями», они совместно работают, оценивают и взвешивают факты, рассматривают альтернативы
и приходят к выводам, к-рые время от времени могут перепроверять. Кроме того, рассматривая
имеющиеся данные, они пытаются выявлять лежащие в их основе принципы. Брунер утверждал, что
ученики, самостоятельно «открывающие» знания, научаются приобретать информ, способами, к-рые
делают ее более полезной при решении задач. Поскольку источники их вознаграждений содержатся в
самом контексте самоинициируемой активности, это способствует возникновению у них чувства
|