Следует помнить, что ограничения, накладываемые кратковременной памятью, выполняют
весьма полезную функцию. Представим себе на минуту, что можно помнить каждый телефонный
номер, к-рый когда-либо был набран. Сумма информ. в конце концов станет просто подавляющей.
Ограничивая информ., к-рая со временем находит себе пристанище в долговременной памяти, О. п. в
действительности помогает уменьшить когнитивный беспорядок.
См. также Магическое число семь, Память, Повторение
Ф. М. Кодл
Ограниченная во времени психотерапия (time-limited psychotherapy)
Согласно оценкам потребности в получении психотерапевтической помощи, ежегодно
нуждаются в получении соотв. помощи 1015% населения США (2030 млн чел.), обслужить к-рых
существующей системе здравоохранения явно не под силу.
Сопоставление этой громадной потребности в помощи и ограниченных возможностей
психотерапевтов, связанных с кадрами, заставляет разраб. краткосрочные модели лечения. Опыт
учреждений, обслуживающих широкий контингент населения, свидетельствует о том, что
обращающиеся за психотерапевтической помощью готовы пройти курс, не превышающий пять-шесть
сеансов.
Нек-рые типы вмешательств, обычно обозначаемые как кризисные или поддерживающие, имеют
целью помочь индивидууму оправиться от временного состояния, часто вызванного к.-л.
травмирующим событием. Этот вид вмешательства почти всегда краткосрочный и направлен на то,
чтобы помочь чел. вернуться к прежнему уровню функционирования. Изменение самого этого уровня
не является целью. Используемые здесь виды краткосрочной и О. во в. п. относятся к видам лечения,
цель к-рых закрепление изменений в уровне эффективности и стиле функционирования
индивидуума. Наиболее важным различием между краткосрочной и О. во в. п. является то, что в ходе
последней так или иначе открыто устанавливается временной предел календарного времени,
отводимого на проведение терапевтического курса, или количества сеансов терапии. Дж. Н. Бутчер и П.
Л. Косс утверждают, что большинство практиков считают 25 сеансов верхней границей
«краткосрочной» терапии.
Развитие событий в психоанализе
Первые реакции на все большее увеличение продолжительности психоаналитического процесса
приняли форму модификаций, направленных на снижение строгости выполнения правила свободных
ассоциаций и критики психотерапевта как «пустого экрана». Шандора Ференци и Вильгельма Штекеля
часто приводят в пример как психоаналитиков, экспериментировавших с различными вариантами
активных вмешательств.
Дальнейший стимул этому развитию дали Франц Александер и Томас Френч. Они предложили
установить контроль над частотой визитов к аналитику с целью ограничения зависимости от терапевта
и активно противодействовать искаженному восприятию психотерапевта пациентом в рамках
отношений переноса (осн. на родительской парадигме). Д. X. Малин предложил, что фокус внимания
должен располагаться где-то между высоко абстрактной формулировкой, напр. эдипова конфликта, и
чисто прагматическим представлением проблемы. Эти формулировки, к-рые он обозначил как
психодинамические гипотезы, должны высказываться простыми словами, без употребления
специальных терминов. Здесь должна уточняться специфика стресса, к к-рому предрасположен
пациент, критерий выздоровления и то, как следует противостоять этому специфическому стрессу,
чтобы не возникали новые симптомы.
Развитие событий за пределами психоанализа
Две модели краткосрочной терапии, подвергшиеся наиболее тщательному эмпирическому
исслед., это комплекс клиент-центрированной терапии и, пожалуй, еще более крупный комплекс
методов поведенческой терапии. Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной терапии, разраб.
метод, предназначенный для того, чтобы в терапевтической атмосфере, в к-рой клиент чувствует себя
понимаемым и принимаемым, сосредоточить на нем ответственность за рез-тат лечения. Разраб.,
собственно, не как специфически краткосрочная, эта модель не предполагает возникновения
зависимости клиента от терапевта, к-рая может удлинять психотер. Кроме того, ход лечения может
произвольно направляться к достижению поставленных клиентом целей ограниченных или широких.
Различные варианты поведенческой терапии тж тяготеют к коротким формам. В этом
направлении терапевтов подталкивают идеология теории научения и осн. на ней методология. Так,
|