явление, названное эффектом новизны. Он отражает тот факт, что этот свежий материал может быть
легко извлечен из О. п. Однако если между предъявлением ПЗМ и проверкой запоминания вводится др.
задание, эффект новизны разрушается, потому что это промежуточное задание потребует места в О. п.,
вытесняя ранее поступившие в нее новые элементы. Кроме того, время, в течение к-рого элемент
находился в О. п., служит удовлетворительным предиктором вероятности его последующего
воспроизведения из вторичной памяти, что согласуется с утверждениями, что помещение материала во
вторичную память требует умственной работы и что сама эта работа использует О. п.
Более современные исслед. посвящены выяснению роли О. п. в др. задачах. Мн. из этих исслед.
разрабатывали тот известный факт, что объем О. п. несколько варьирует от индивида к индивиду.
Поэтому можно получить информ. о функции О. п., задавая вопросы о том, какие задачи или какие
процессы облегчаются несколько большим объемом О.п. и какие задачи обходятся
меньшим объемом
О. п. Напр., исслед. чтения установили решающую роль О. п., о чем свидетельствуют сильные
положительные корреляции, наблюдаемые между объемом О. п. (т. е. ее совокупным ресурсом) и
различными мерами понимания прочитанного и скорости чтения. Т. о., индивидуум с большим объемом
О.п., вероятно, также проявит себя как более эффективный читатель. Сходные результаты были
получены при оценке навыков рассуждения.
Эти исслед. привлекают внимание к важности измерения объема О. п. Считается, что, в общем,
О. п. удерживает (в среднем) 7 ± 2 единиц информ. О. п., похоже, действительно имеет около 7 ячеек, в
к-рых можно разместить информ., но существует гибкость в том, как информ. упакована в этих ячейках.
Объем О. п. часто измеряют с помощью задач на объем памяти, в которых испытуемым зачитывают ряд
букв или цифр, и они должны сразу же его повторить. Когда ряд состоит из 6 или 7 элементов, задача
обычно выполняется безошибочно. При использовании более длинных рядов встречаются ошибки,
свидетельствуя о том, что был превышен объем О. п. Тем не менее испытуемые могут избежать этого
явного ограничения своей памяти, применяя следующую стратегию. Рассмотрим задачу, в к-рой
испытуемому зачитывают ряд букв: «X, О, П, У, Р, А, И, Л...». Вместо того чтобы воспринимать ряд как
последовательность букв, испытуемый может представить себе этот ряд как последовательность слогов
или, в данном случае, даже осмысленных слов («хоп», «ура», «ил»...). При таком подходе испытуемые
будут без особого труда запоминать 21 букву или около того. Организуя ПЗМ в виде более крупных
блоков, испытуемые могут весьма эффективно использовать 7 ячеек О. п.
В действительности, объем О. п. отражает объединенный вклад различных компонентов О. п.,
ибо накопленные данные указывают на то, что О. п. не яв-ся единой и неделимой вещью. Наоборот, О.
п. может быть разделена на несколько частей: центральную исполняющую систему, способную
выполнять широкий спектр сложных функций, а также многочисленные подчиненные компоненты
системы, обеспечивающие кратковременное, довольно механическое хранение информ. Используя
подчиненные компоненты как простые хранилища, более мощная исполняющая система освобождается
для др., более ответственных аспектов задачи.
Наиболее хорошо понятой из подчиненных компонентов, или подсистем О. п., является
фонологическая петля. При использовании этой петли центральная исполняющая система инициирует
внутреннее проговаривание ПЗМ. Эта активность посредством внутреннего голоса вызывает запись
данной фонетической транскрипции, к-рая загружается в фонологический буфер (внутреннее ухо). Эта
запись постепенно затухает, и тогда этот цикл должен быть запущен заново, причем от исполняющей
системы опять требуется инициировать действия во внутреннем голосе. Однако внутри каждого цикла
функции внутреннего голоса и внутреннего уха выполняются более-менее автоматически, освобождая
исполняющую систему для работы с другими функциями.
С этим представлением хорошо сочетается широкий круг данных. Напр., эффективность КП
снижается, если ПЗМ фонологически схожи друг с другом. Это отражает смешиваемость этих
элементов внутри фонологического буфера, и этот эффект фонологического сходства на самом деле
устраняется, если испытуемым не разрешено использовать петлю повторения. (Использование этой
петли может быть блокировано, напр., если испытуемых заставляют произносить вслух «та, та, та...»
при выполнении основного задания. Такое использование речи занимает контрольные механизмы,
необходимые для внутреннего голоса, делая этот ресурс недоступным при использовании в
повторении.) Подобным же образом измеренный объем несколько больше для коротких слов, чем для
длинных. Это происходит оттого, что внутренний голос способен быстрее произносить короткие слова,
позволяя тем самым более эффективно использовать этот ресурс.
Опять же, этот эффект устраняется при запрете использования петли повторения.
Несмотря на впечатляющий прогресс в понимании петель повторения О. п., меньше известно о
|