Опросник поведенческого здоровья Миллона (Millon behavioral health inventory)
Методологическая основа О. п. з. М. (MBHI)
теория личности, сформулированная Теодором
Миллоном. Опросник предназначен для оказания помощи психологам, врачам и др. специалистам в
области здравоохранения, к-рые имеют дело с физически больными людьми и пациентами,
относящимися к сфере компетенции поведенческой медицины. MBHI предоставляет информ.,
относящуюся к типичному стилю совладающего поведения и аттитюдам пациента к болезни и лечению,
наряду с др. психол. тенденциями, такими как уступчивость, к-рые зачастую оказывают влияние на
течение болезни или реакцию пациента на предписания врачей. MBHI включает 150 формулировок
самоописаний, требующих от респондента ответов в форме «верно/неверно»; проводится примерно 20
минут.
См. также Поведенческая медицина
Т. Миллон
Опросники (questionnaires)
О. это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от
отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в
связи с чем их называют схемами «самоотчета». Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам
О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны
интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое
респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту
свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-
ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн.
недостаток О. связан с «коэффициентами отдачи»: зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались
опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями
интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или
допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди
могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы
не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О.
О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных
исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке
потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О.,
отражают «типичное поведение». Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся
преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи.
Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений.
Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия
респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие
свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что
такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического
сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть
классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта
работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать
короткие и неадекватные ответы.
Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную
последовательность шагов:
1. Определение целей исслед.
2. Проектирование самого О.
3. Составление О.
4. Редактирование О.
5. Разраб. инструкций для применения О.
6. Предварительная проверка О.
7. Исправление и повторное редактирование О.
8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О.
9. Проведение опроса/сбор данных.
10. Анализ данных.
|