Navigation bar
  Print document Start Previous page
 796 of 1766 
Next page End  

умирание. Описания переживаний, к-рыми мн. из этих пациентов пытаются поделиться с мед.
персоналом, оказываются настолько согласующимися и настолько реальными, что мед. сообществу
становится все труднее и труднее их игнорировать.
Несмотря на то что различными исследователями выделялись различные аспекты такого опыта,
О. б. к с. с. сейчас повсеместно признается глубоко субъективным событием с трансцендентальными
или мистическими элементами, к-рое мн. люди переживают на пороге собственной смерти. Когда-то
считавшееся редким явлением, по оценкам на сегодняшний день существование О. б. к с. с. признается
по меньшей мере у 33% из оказавшихся на краю смерти людей. По данным опроса общественного
мнения, проводимого ин-том Гэллапа, примерно 5% населения США, или около 13 млн американцев, в
1992 г. сообщили об О. б. к с. с.
Р. Моуди, психиатр, к-рый придумал термин «О. б. к с. с.», использовал его в отношении некоего
не поддающегося описанию опыта на пороге смерти, к-рый может включать слышание субъектом того,
как объявляют о его кончине, чувство умиротворенности, необычные звуки, ощущение движения через
темный тоннель, чувство нахождения за пределами физ. тела, встречу с др. бесплотными существами,
встречу с неким светящимся существом, просмотр своей жизни, ощущение границы или точки, за к-рой
нет возврата, возврат в физ. тело, безуспешные попытки выразить др. испытанные переживания,
глубокие изменения в аттитюдах и ценностях, исчезновение страха перед смертью и независимое
подтверждение знания, приобретенного в ходе пребывания за пределами тела. Моуди указывал, что не
существует двух людей, у к-рых бы совпадал О. б. к с. с., и что лишь редкий О. б. к с. с. включает все
эти элементы.
Об О. б. к с. с. сообщают люди, у к-рых была зафиксирована клиническая смерть, но к-рые
впоследствии были возвращены к жизни; люди, к-рые действительно умирали, но оказывались в
состоянии описать свои переживания в заключительные моменты своей жизни, и люди, к-рые
вследствие несчастных случаев или болезней пережили страх приближения смерти. Хотя
первоначальные исслед. показали, что то, насколько чел. близок к смерти — или насколько близко он
фактически подошел к смерти, — не влияет на появление или тип О. б. к с. с., более поздние исслед.
говорят о том, что определенную роль здесь могут играть физиолог. особенности близкого контакта со
смертью.
Оказывается, напр., что преобладание в О. б. к с. с. когнитивных элементов, такие как утрата
чувства времени, ускорение мышления и просмотр жизни, более характерно для случаев быстрого и
неожиданного возникновения близкого к смерти состояния, нежели когда его можно было предвидеть.
О. б. к с. с., связанный с остановкой сердца, похож на опыт выхода за пределы своего тела, тогда как О.
б. к с. с. без остановки сердца более сходен с деперсонализацией; переживания, возникающие в случаях
отравления, имеют тенденцию быть причудливыми и приводящими в замешательство, подобно
галлюцинациям. Далее, несмотря на то что все элементы О. б. к с. с. могут сообщаться людьми, к-рые
лишь воспринимают себя находящимися «около смерти», нек-рые элементы — такие как встреча с
ослепительным светом, усиление когнитивных функций и положительные эмоции — значительно чаще
упоминаются теми, чья близость к смерти может быть подтверждена, напр., мед. заключениями.
Исследователи пока не обнаружили личностных черт или переменных, к-рые позволяли бы
предсказывать, у кого будет возникать О. б. к с. с. или какого рода О. б. к с. с. может иметь тот или иной
чел. Ретроспективные исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., показали, что они яв-ся психологически
благополучными людьми и в целом не отличаются от др. людей по возрасту, полу, расе, религии,
религиозности или псих. здоровью.
Для объяснения О. б. к с. с. и присущих ему характерных особенностей было предложено неск.
психол. гипотез. В одном из возможных объяснений утверждается, что О. б. к с. с. яв-ся продуктом
воображения, конструируемым из наших личных и культурных ожиданий, к-рый защищает нас в
ситуации столкновения с угрозой смерти. Однако эмпирические данные не поддерживают эту теорию.
Кросс-культурные исслед. не обнаруживают ожидаемых вариаций в содержании О. б. к с. с., и люди
часто сообщают о переживаниях, к-рые противоречат их специфическим религиозным и личным
ожиданиям в отношении прихода смерти. Кроме того, люди, к-рые никогда ранее не слышали и не
читали об О. б. к с. с., описывают те же самые виды переживаний, что и люди, к-рые были хорошо
знакомы с этим феноменом, и знание, к-рое они имели об О. б. к с. с. прежде, по-видимому, не
оказывает влияния на особенности их собственного О. б. к с. с.
Др. проблема в отношении объяснения О. б. к с. с. на основе модели ожидания состоит в том, что
дети, оказывающиеся слишком маленькими, чтобы усвоить важные культурные и религиозные
представления о смерти, сообщают о тех же самых видах О. б. к с. с., что и взрослые. Неск.
Hosted by uCoz