(existence relatedness growth theory) С. П. Алдерфера. Нек-рые теории интринсивной (внутренней)
мотивации ставят в центр мотивы высшего порядка, напр., теория когнитивной оценки Э. Л. Деси, и
теория характеристик работы Дж. Р. Хекмана и Г. Р. Олдхэма. Последняя описывает влияние работы и
событий, происходящих в орг-ции, на интерес сотрудника к заданию и его восприятие личного
контроля, к-рые считаются важнейшими психол. состояниями в трудовом поведении. В созданной Дж.
С. Адамсом теории справедливости рассматриваются отношения когнитивного и соц. обмена, осн. на
представлениях сотрудника о том, насколько справедливо с ним обращаются по сравнению с
остальными. К др. известным теориям этой группы относятся теория мотивирующих и гигиенических
факторов Ф. Герцберга и теория мотивации достижения Д. К. Мак-Клелланда.
Теории когнитивного выбора ставят в центр когнитивные процессы, участвующие в выборе.
Трехфакторная теория В. Врума (валентность инструментальность ожидание)
представительный образец используемого в теориях этой группы подхода, придающего особое значение
воспринимаемой вероятности успешности деятельности при условии приложения определенных
усилий. В трехмерной теории атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость и подконтрольность)
подчеркивается мотивирующее влияние атрибуций на поведение. «Атрибутивная» модель мотивации З.
М. Вонга наглядно показывает, что структуры целей (индивидуальные против командных) рабочей
системы влияют на характер атрибуций, к-рые, в свою очередь, во многом определяют последующие
эмоции, ожидания и трудовую мотивацию работников.
Теории саморегулирования-метапознания выдвигают на первый план мотивационные процессы
целенаправленного поведения. Разраб. Локком теория постановки целей предполагает возможность
повышения эффективности выполнения задач и работоспособности за счет точного описания целей и
желаемых рез-тов.
Групповые процессы и групповая динамика
Исслед. групп. процессов и групп. динамики все еще находятся под влиянием пионерской
работы К. Левина. Были тщательно изучены такие переменные, как групп. нормы, групп. давление,
межгрупповые конфликты, стили лидерства в группе (демократический в сопоставлении с
авторитарным), сплоченность группы
и межличностная коммуникация. Социометрическая методика
Морено широко используется для измерения сплоченности группы, часто определяемой как
совокупность сил, заставляющих индивидуума оставаться в данной группе или покинуть ее.
Сплоченность группы считается значимым фактором, влияющим на эффективность группы.
Одной из осн. тем психологии групп яв-ся групп. принятие решений. В этой области существует
2 линии исслед.: социально-психол. подход, в рамках к-рого изучают ролевое восприятие, участие,
разделение власти и фактор огруппления мышления; когнитивный подход, придающий первостепенное
значение структурам целей, креативному решению проблем, использованию когнитивных ресурсов,
оценке неопределенности, распределению информ. и поддержке решения. Еще одним аспектом групп.
динамики яв-ся межгрупповое поведение. Обнаружено, что к числу главных факторов, влияющих на
межгрупповые отношения, относятся конфликты целей, раздел ресурсов, зависимость задач и
заменяемость (substitutability).
Руководство и принятие решений в организациях
Руководство рассматривается как процесс влияния на групп. деятельность в направлении
достижения целей. Это влияние складывается из взаимодействий между руководителями,
подчиненными и целями орг-ции. Источники власти руководителя: законная (традиционная) власть;
власть, осн. на вознаграждении; власть, осн. на принуждении; эталонная власть (или власть примера) и
экспертная власть. Эффективное употребление власти зависит от соответствия стилей руководства
ситуациям. В О. п. есть 3 вида моделей лидерства. Модели черт ставят в центр важные черты личности,
обеспечивающие успешность лидерства, но не учитывают поведение руководителя и ситуационные
факторы, к-рые оказывают существенное влияние на эффективность руководства. Поведенческие
модели предполагают, что детерминантой эффективного лидерства яв-ся отношения между
руководителями и их подчиненными и что достижение целей группы или орг-ции значимо связано с
определенными видами поведения руководителей. Начатые во второй половине 1940-х гг. в Ун-те
штата Огайо исслед. лидерства привели к созданию двумерной модели поведения руководителя,
параметрами к-рого яв-ся внимание к подчиненным (ориентированное на хорошие деловые отношения)
и исходная структура (ориентированная на официальные стандарты и правила выполнения работы).
Однако в этих моделях уделялось много внимания отношениям и недооценивалось влияние конкретной
ситуации, поэтому с их помощью не удалось установить закономерную связь между поведением
руководителей и уровнем деятельности орг-ции. В отличие от этих двух видов моделей, ситуационные
|