к-рое никогда ранее не было полностью выражено или признано, но тем не менее оказывало влияние на
мышление и поведение субъекта. Высвобождение аффекта, вероятно, представляет собой эпифеномен,
поскольку когнитивный компонент, безусловно, более важен для появления изменений в мышлении и
поведении, чем эмоциональная реакция. Благодаря осознанию ранее вытесненных и неведомых
конфликтов, проблема, как утверждает психоан. теория, «прорабатывается» (т. е. пациент, оживляя
воспоминания, освобождается от «подавленной» эмоции).
О. обычно рассматривается как часть более общего феномена катарсиса. Нек-рые авторы
приравнивают эти термины друг к другу, другие предпочитают использовать термин катарсис для
обозначения процесса, а термин О. для обозначения его результата. Разные интерпретации места, к-рое
О. занимает в психотер., породили разнообразные новаторские методы, направленные на достижение
этого эффекта. Среди них можно упомянуть первичную терапию Артура Янова и психодраму Дж. Л.
Морено.
См. также Катарсис, Эмоции, Интроспекция, Память, Бессознательное
X. Рейк
Отрочествоюность (adolescence)
О.ю. период перехода от детства к ранней взрослости, начинающийся примерно с 1113
лет и заканчивающийся в возрасте от 18 лет до 21 года, однако его точные временные границы зависят
от таких разнотипных факторов, как окружающая культура и биолог. развитие. Этот переход связан с
изменениями в биолог., когнитивном и соц. развитии.
Хотя начало научного изучения О.ю. обычно датируется временем публикации известного
труда С. Холла, эмпирические исслед., сконцентрированные на этом периоде развития, существенно
отстали по количеству и качеству работ от сравнимых исслед. детей и детства. Центры по изучению
развития ребенка, программы подготовки дипломированных специалистов в области детского развития
и соотв. научные журналы превосходят численно аналогичные формы работы, направленные на
улучшение наших знаний о подростках юношах и девушках.
Несмотря на однозначность пубертатных изменений (скачок роста, изменения половых
признаков и уровней выделения гормонов), они подготавливаются постепенно. Указать точно, когда
индивидуум вступает в период О. ю. и когда выходит из него, отнюдь не так легко, как может
показаться. Однако в настоящее время пубертат, по-видимому, наступает все же раньше, чем в прошлые
десятилетия, и это связано, вероятно, с улучшившимся здоровьем и питанием. Такая отрасль знания, как
генетика поведения, начинает приносить пользу в объяснении таких изменений.
Подростки претерпевают не только биолог. изменения; они испытывают не менее существенные
когнитивные перемены. Большинство исследователей сходятся в том, что наступление О. ю. еще
нельзя считать сигналом появления полностью сформировавшегося мышления на уровне формальных
операций. Согласно альтернативной т. зр., выраженной в модели ветвления (branch model), осн.
(доминирующая) линия подросткового мышления яв-ся по характеру формально-операциональной
(более абстрактной и организованной по сравнению с конкретно-операциональной), но при этом вполне
возможно существование дополнительных, обходных путей мышления. Еще одна теорет. позиция
предлагает выделять в формально-операциональном мышлении раннюю и позднюю стадии.
Многочисленные приложения теории Пиаже к обучению подростков опирались на предположение о
том, что большинство подростков мыслят на уровне конкретных операций и, следовательно, их следует
обучать менее абстрактными, более конкретными способами.
Соц. переходы юношей и девушек собирают в фокусе такие разнородные сферы личности, как
идентичность, независимость, половые роли, моральные устои и нравственные ценности, достижения.
Вероятно, конструкт идентичности более, чем любой другой, интуитивно охватывает ряд самых важных
изменений, происходящих в период О.ю.
Исследователей всегда интересовали два типа окружения, оказывающих наибольшее влияние на
развитие в О. ю.: сверстники и родители. Одно недавно проведенное исслед. свидетельствует о том,
что добровольное подчинение антисоциальным сверстникам достигает пика примерно в IX классе, а к
XII классу конфликт между нормами родителей и сверстников становится менее выраженным. Хотя
авторитарная дисциплина, по-видимому, подавляет развитие независимости в О.ю., а
демократический стиль родительского поведения, напротив, способствует ее развитию, исследователи
могли бы уделить больше внимания таким понятиям, как «реципрокная социализация» и «синхрония
асинхрония». Последнее понятие, суть к-рого в том, что компетентные родители придерживаются
|