Память (memory)
П. обычно понимается как дар или способность, благодаря к-рой можно вызвать, обдумать либо
описать предыдущий опыт в настоящее время. Чем бы П. ни была, она не похожа на магнитофон,
записывающий знаки, звуки, переживания и т. п., к-рые мы могли бы воспроизвести при подходящих
обстоятельствах. Нек-рые авторы, занимавшиеся данной тематикой, предполагают что-то близкое к
этому. У. Пенфилд привел детальные воспоминания о прошлом опыте людей, мозг к-рых он раздражал
электрическим зондом в то время, пока они находились на операционном столе. Поскольку не было
предпринято попытки проверить достоверность воспоминаний, данные сообщения приняли с
определенными оговорками. Даже если допустить, что сообщения были точными, они не могут
доказать, что все ранее испытанное «хранилось» в головном мозге.
П. тж представляют себе как нечто, «тренируемое» или усиливаемое практикой. Нет оснований,
как кажется, полагать, что кто-то может улучшить свою память многократно повторяемым
запоминанием, хотя можно научиться более эффективным методам заучивания. Могут оказать помощь
мнемонические приемы. Люди, к-рым не удается запомнить определенные вещи, могут жаловаться на
«плохую память», однако, возможно, что они просто что-то плохо освоили и теперь им не следует
ожидать, что они вспомнят это.
Легче иметь дело с научением и забыванием, не прибегая к понятию П., т. к. мы действительно
учим и забываем, а вот обладаем ли мы П. и используем ли ее может быть сомнительным вопросом с
научной т. зр. Никто не может изучать память, поскольку ее невозможно увидеть или манипулировать
ею.
Иногда забывание происходит мгновенно, без прошествия какого-то времени, напр., когда удар
по голове приводит в состояние оглушения или потери сознания. Подобная амнезия может быть
постоянной или временной. Иногда дети демонстрируют удивительную способность к удержанию в П.
событий или ситуаций. Такие детальные воспоминания особенно изумляют взрослых, поскольку по
мере старения мы, похоже, теряем способность вспоминать мн. события и виды информ. Для пожилых
людей иногда представляется невозможным вспомнить недавние события, в то время как они, якобы,
прекрасно помнят детский опыт. Следует заметить, что воспоминания о детском опыте могут быть
усилены частыми повторениями и пересказами, или могут даже быть весьма искажены и звучать
приемлемо только вследствие конфабуляции и сведений, полученных извне.
Неудачи в сохранении в П. недавних событий могут быть обусловлены недостатком интересов и
неспособностью обучаться или наблюдать. В лабораторных исслед., когда пожилые люди были
мотивированы к обучению по тем же критериям, что и молодежь, они часто запоминали так же хорошо,
как и молодые учащиеся.
Виды памяти
Ссылка на П. о текущих событиях наводит на мысль о том, что П. можно классифицировать в
соответствии с тем, как давно что-либо произошло. Кратковременную П. лучше рассматривать как
результат первой попытки обучения. Чем чаще что-либо повторяется, тем больше из этого будет
запомнено. Исследователи кратковременной П. обычно называют запомненное по прошествии 30 с
функцией долговременной памяти, но т. к. она яв-ся единственным видом сохранения, к-рый касается
большинства людей, долговременная П. становится чрезмерно общим понятием для того, чтобы иметь
к.-л. описательную ценность.
Э. Тулвинг описал то, что он называет «эпизодической» и «семантической» видами П.
Эпизодическая П. это сохранение специфических событий или деталей, наподобие имен людей.
Семантическая П. относится к общим знаниям напр. способности говорить на родном языке или
умножать. Напр., мы можем забыть, когда и где мы научились умножению, но мы помним, как это
делается.
Методики оценки памяти
В лабораториях сохранение материала в П. обычно измеряется одним из трех способов: методом
воспроизведения, методом узнавания и методом доучивания.
Метод воспроизведения. В исслед. П. методом воспроизведения испытуемых просят сообщить
о том, что они увидели или услышали либо после каждого предъявления стимульного материала, либо
после неск. предъявлений. Их могут попросить сообщать об этом дословно (последовательно) либо
«свободно» т. е., сообщить все, что они помнят в любом порядке (свободное воспроизведение).
Иногда первое воспроизведение не настолько полное, как последующая попытка. В таких случаях
употребляют термин «реминисценция» для того, чтобы описать дополнительное вспоминание. Если
|