Navigation bar
  Print document Start Previous page
 85 of 1766 
Next page End  

Среди практических приложений концепции Б. можно назвать изменение поведения и решение
проблем. Для решения этих прикладных задач нужно иметь доступ к Б. и уметь использовать его. Люди
в большинстве случаев сами программируют свое поведения через последовательность выборов,
опирающихся на многообразие жизненного опыта. Мн. проблемы оказываются запрограммированными
на бессознательных уровнях (неосознанные выборы или выборы, сделанные на разных уровнях Б.), и
для их разрешения необходимо произвести перепрограммирование на бессознательных уровнях. К
числу методов получения доступа к Б. и его использования относятся: внутренняя визуализация или
направленное воображение, фантазии и мечты, сновидение, внутренний диалог, музыка,
изобразительное искусство, ритмы тела (и прежде всего базовые циклы спокойного бодрствования),
релаксация и различные техники гипноза.
Внутренняя визуализация — это представление себе некоего образа или сценария на
определенную тему и с определенной целью. Внутренние образы усиливают фантазии, сновидения и
мечты, а тж делают переживание более реалистичным. Точно так же и воображение, наряду с фантазией
и мечтами, связано с внутренними образами. Благодаря образам, фантазиям и мечтам у чел. создается
впечатление, что нечто действительно произошло. Использование внутренних образов и/или
воображения либо фантазии предполагает тж использование др. сенсорных модальностей (слуховой,
кинестетической, вкусовой или обонятельной). Чтобы подготовиться к к.-л. предстоящим событиям,
чел. должен создать детальный образ и/или сценарий определенного события и мысленно проиграть
этот сценарий неск. раз, воображая успешное выполнение задачи.
Араоз высказал предположение, что внутренний диалог, или разговор с собой, — это
разновидность гипнотического внушения (суггестии), посредством к-рого сам чел. программирует свой
разум на бессознательном или подсознательном уровне. Отслеживая внутренний диалог и собственные
заявления в свой адрес, а затем изменяя их, чел. может перепрограммировать системы неосознанных
убеждений и представлений.
Др. путь получения доступа к Б. и изменения дисфункционального поведения — гипноз и
методики релаксации, обеспечивающие прямой выход на бессознательные процессы. Большинство
людей в течение дня многократно впадают в состояние транса и выходят из него. Эти естественные
состояния транса считаются составной частью ультрадиадных циклов покоя. Более подробная информ.
о техниках гипноза представлена в работах Хэммонда, Эриксона, Росси и Росси, Кэрича, Кр¸гера и
Араоза.
Росси подчеркивал важность естественных ритмов тела, связав их с биомолекулярными
обменами «обслуживающих» генов (генов, регулирующих у чел. обмен веществ). В циклы отдыха
доступ к Б. облегчается.
Музыка как успокаивающее средство релаксации может тж использоваться как мотиватор и
стимулирующий источник творчества. И музыка, и изобразительное искусство могут служить путями к
Б., если чел. развил в себе восприимчивость к ним. Без всякого преувеличения, музыка и произведения
искусства в большинстве случаев включают бессознательные элементы.
См. также Автоматические мысли, Блокировка, Диспозициональные наборы, Забывание, Гипноз,
Память, Модель структуры интеллекта
М. С. Кэрич
Бессознательные умозаключения (unconscious inference)
С
тех пор как возникла экспериментальная психология, когнитивные теории восприятия, в
которых нечто подобное решению задач (problem solving)
кладется в основу перцептивного процесса,
получали постоянную мощную поддержку. В оригинальной формулировке Германа фон Гельмгольца,
мы воспринимаем именно те предметы или события, к-ые — при обычных условиях — произвели бы,
по всей видимости, то же самое впечатление на нашу НС.
В прошлом аргументы против самой идеи Б. у. сосредоточивались на специфических вопросах и
сами в известной мере содержали некий элемент, привнесенный перцептивной системой наблюдателя.
Напр., объясняя восприятие цвета поверхности предмета, Эвальд Геринг отвергал действие Б. у., но при
этом признавал «цветовую память» (memory colors), а гештальтпсихологи при объяснении
константности размера и положения отвергали Б. у., но признавали «законы организации»,
обеспечиваемые зрительной системой мозга. Еще более радикальную и узкую альтернативу Б. у.
предлагал Дж. Дж. Гибсон, полагавший, что наше восприятие есть непосредственная реакция на
информ., предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Напр., стимуляция содержит как
Hosted by uCoz