П. о., возможно, более, чем любая др. область оценки, оказалась подверженной влиянию
правовых действий и судебных решений, отражающих текущие настроения об-ва и культурные
традиции. Сегодняшнее законодательство требует, чтобы оценивание проводилось на родном языке
ребенка с помощью отвечающих конкретным целям средств измерения, применяемых специально
обученными профессионалами, к-рые должны ориентироваться на измерение предполагаемых
способностей, а не мешающих обучению недостатков. Закон тж открыл для потребителя доступ к
протоколам проводивших оценку специалистов, так что теперь любые зафиксированные на бумаге
сведения м. б. затребованы родителями, старшими детьми или их адвокатом для ознакомления.
Возникли споры, во-первых, по поводу того, что принимать за интеллект и можно ли его оценить
используемыми в настоящее время тестами; во-вторых, насколько вообще оправдано измерение
интеллекта (или, говоря иначе, яв-ся ли интеллект релевантной переменной по отношению к обучению)
по сравнению с альтернативами, предлагающими оценивать способность к научению как динамический
процесс. Еще одно альтернативное предложение состоит в том, чтобы оценивать различные виды
компетентности, связанные с конкретными прогнозирующими критериями, такими как
профессиональная успешность.
Мак-Клелланд описал избыточность оценки способности к научению через использование мер,
требующих совершенного владения оцениваемыми умениями. Это составляет дилемму пед. измерения
в отношении популяций, чей опыт и возможности либо ограничены, либо отличаются по сравнению с
культурным большинством, представленным в школьной системе. Ньюленд представил данные,
позволяющие утверждать, что столь часто цитируемые различия в IQ между группами учеников с
благополучной и неблагополучной ситуациями развития отражают уровень выполнения тестов,
ориентированных на оценку достижений, хотя такие различия существенно сокращаются при
использовании тестов для получения информ. о когнитивных процессах. Такие данные находят свое
выражение в растущем интересе к недискриминационному оцениванию, т. е. в попытках разраб. и
обосновать методы, к-рые, с одной стороны, не лишали бы отдельных учеников из групп меньшинств
возможности продемонстрировать присущие им способности, а с др. давали бы значимую для
образовательного планирования информ.
Планирование и оценка образовательных программ это относительно новая и быстро
развивающаяся сфера деятельности для специалистов в области П. о. Так как сейчас в школьную
систему привлекается все большее число психологов и одновременно расширяется круг их
супервизорских обязанностей, соответственно растет потребность в ознакомлении их с системными
подходами и методами принятия крупномасштабных решений.
Наконец, еще одной областью исслед., к-рая в перспективе может оказать положительное
воздействие на развитие П. о., яв-ся экологическая психология. К измерительным инструментам,
сконструированным с экологической т. зр., относятся методика психоситуативной оценки и Методика
оценки для прямого применения с Картой стратегий обучения в классе (Assessment Procedure for Direct
Application to the Classroom Instructional Strategy Sheet) обе неформальные, а тж стандартизированный
(требующий кодировки данных) подход Уэйлера, Хауза и Стэмбоу, представленный в «Экологической
оценке проблемного поведения ребенка» (Ecological assessment of child problem behavior).
Отличительный признак экологического подхода к оценке акцент на естественнонаучном
(«натуралистическом») наблюдении, при к-ром оценщик минимизирует вмешательство в происходящее
и фиксирует в протоколе естественный ход событий.
См. также Прогноз академической успеваемости студентов, Результаты обучения (I, II), Тесты
для отбора кандидатов, Тестирование и законодательство
К. Ш. Лидц
Педагогическая психология (educational psychology)
Для того чтобы понять сущность П. п., нужно познакомиться с ее истоками. Основание П. п.
составляет философия и практика образования. В первой половине XIX в. теоретики образования
проявили повышенный интерес к качеству обучения и к программам подготовки учителей. Со временем
эти вопросы стали средоточием усилий многих пед. психологов. Швейцарский педагог И. Песталоцци,
к-рого называют отцом современной педагогики, одним из первых указал на необходимость
специальной подготовки учителей. Его теорет. разработки, включ. положение о важности гуманных
чувств и доброжелательной атмосферы при обучении детей, привели к созданию пед. училищ для
подготовки учителей. И. Гербарт сформулировал учение об апперцепции и указал на то, что
|