120 факторов, многие из к-рых еще предстоит операционально определить.
В целях практической реализации своего подхода в сфере образования Терстоуны разработали
комплект тестов на нескольких уровнях сложности от детского сада до средней школы,
предназначенный для измерения первых 5 факторов Терстоуна (V, S, R, N и W). Эта батарея была
обновлена и пересмотрена Терстоуном в 1962 г. Средства измерения др. факторов можно найти в Kit of
factor-referenced tests («Комплект факторно-ориентированных тестов»), созданном Службой
тестирования в образовании.
Несмотря на то, что работа с тестами П. у. с. в практике школьного обучения в наше время не
столь популярна, как раньше, тесты первичных способностей пережили свое возрождение в качестве
полезного инструмента для изучения способностей в исслед. развития взрослых. В частности, была
разработана специальная расширенная версия тестов Терстоуна, пригодных для работы с пожилыми
людьми (STAMAT). Валидность тестов П. у. с. для взрослых изучалась в отношении их связи с мерами
практ. интеллекта и субъективного восприятия компетентности, а также с конкретными
профессиональными достижениями.
См. также Абстрактный интеллект, Тестирование пригодности к конторскому труду,
Факторный анализ, Модель структуры интеллекта, Методы тестирования
К. У. Шайи
Первобытное мышление (primitive mentality)
Представители зап. стран, вступавшие в контакт с дописьменными культурами, зачастую бывали
поражены странностью мышления, лежащего в основе их религиозных практик или проявлявшегося в
объяснениях этих практик. Исследователи, к-рым не довелось самим участвовать в экспедициях,
изучавших дописьменные культуры, собрали свидетельства подобных наблюдений и выдвинули
гипотезу о «П. м.», согласно к-рой склад мышления людей в примитивных об-вах не только
количественно, но и качественно отличается от склада мышления людей, живущих в цивилизованных
об-вах. Леви-Брюль описывал П. м. как дологическое (т. е. нечувствительное к противоречиям) и
мистическое (т. е. подразумевающее веру в тайные силы). Со временем он пришел к выводу, что эта
широкая гипотеза была ошибочной и что мистическое мышление присуще любому чел., но «легче
наблюдается у примитивных народов».
Авторами, считавшими мыслительные процессы первобытных и цивилизованных людей
радикально различающимися, такое различие объяснялось по-разному: генетическими факторами,
традиционным для данного об-ва способом мышления или неопределенным «статусом развития».
См. также Аккультурация, Интеллект человека, Социальное влияние
И. Л. Чайлд
Переговоры об освобождении заложников (hostage negotiations)
Метод сдерживания и переговоров (the contain and negotiate method)
при спасении заложников
является процессом воздействия на кризисную ситуацию, используемым для изменения и разрешения
ситуаций, в к-рых преступник завладевает жизнью заложника в качестве гарантии достижения своих
целей. Этот метод был разработан психологом Г. Шлоссбергом для полиции Нью-Йорка.
До разработки метода сдерживания и переговоров в традиционной реакции полиции на захват
заложников допускались три альтернативы: а) прямой штурм, при к-ром полиция собирала
вооруженную силу с превосходящей силой огня и атаковала позицию преступника; б) использование
хим. средств слезоточивого газа или дыма для того, чтобы заставить преступника покинуть свое
укрытие; в) применение снайперского оружия. Эти методы часто заканчивались ранением или смертью
преступника, личного состава полиции и заложников.
Встревоженные убийством израильских спортсменов в ситуации захвата заложников на
Олимпийских играх 1972 г. Нью-Йорке, руководители Департамента полиции Нью-Йорка поручили
Шлоссбергу провести исслед. и разработать технику вмешательства, к-рая защищала бы жизни всех, кто
оказался вовлеченным в эпизод захвата заложников. В этом нововведении используют персонал,
специально подготовленный в области психол. методик для освобождения заложников и взятия
захватчика в плен.
Ведущий переговоры представитель полиции должен сохранять гибкость в оценке и
планировании операции, работая внутри периметра, установленного тактическими частями полиции для
|