нравы того времени, не соответствует реалиям жизни городского среднего класса спустя столетие.
Расхождение между эго-идеалом независимости и
реальностью больного чел. должно приниматься в
расчет терапевтом, имеющим дело с лечением и, следовательно, с управлением зависимостью.
Важнейшая задача психотерапевта состоит в том, чтобы позволить быть зависимыми тем пациентам,
для к-рых это неизбежно, напр., хронически больным, помочь им принять свою вполне оправданную
зависимость. Пациент с хроническим психич. заболеванием обычно нуждается в пожизненном
терапевтическом отношении, к-рое должно быть заботливо опекающим и поддерживающим. Ситуация
усугубляется тем обстоятельством, что интенсивная психотер. приводит к усилению зависимости.
П. у. это уход за пациентами, чье состояние не поддается лечению или коррекции. Цель П. у.
состоит в максимальной опоре на сохранные функции, повышении удовлетворенности жизнью с
одновременным снижением дискомфорта.
Хотя интенсивность терапевтического отношения меняется и со временем может стать
минимальной, это отношение никогда не может быть полностью прекращено; т. о., зависимость у таких
пациентов будет сохраняться на протяжении всей жизни. П. у. представляет собой особую методику,
предполагающую стабильные поддерживающие отношения с пациентом, благодаря к-рой ему удается
улучшить свое функционирование и обрести комфорт. Крайне важно учитывать характер зависимости,
поскольку П. у. призван оказывать терапевтический эффект, а не усугублять дисфункцию.
П. у. в теории и на практике предполагает непрерывные отношения либо с индивидуальным
терапевтом, либо с представителем агентства по предоставлению помощи. Для хронически больных
пациентов эти отношения имеют жизненно важное значение. Крайне важно, чтобы с самого начала
терапии пациент смог убедиться в стабильности таких отношений. Программа П.у. должна опираться на
сохранные способности пациента, а не на его нарушенные функции; эта программа призвана сводить
зависимость к минимуму, однако, без угрозы полного прекращения поддержки.
В перспективе следует стремиться к тому, чтобы потребности пациента удовлетворялись при
наименьших затратах со стороны терапевта и терапевтической программы. Добиваться этого надо
осторожно, чтобы у пациента не возникло ощущения, что от него стараются поскорее отделаться. По
мере приобретения пациентом некоторых навыков удовлетворения своих потребностей в обычном об-
ве, он будет отнимать все меньше времени у терапевта или соответствующих служб. В конечном счете
терапевту надо будет удовлетворять потребность пациента в зависимости чисто символически. На этом
этапе хронически больному бывает достаточно лишь изредка контактировать с терапевтом, чтобы жить
по возможности максимально полной жизнью с минимумом страданий.
См. также Интеграция психически больных в обществе, Программы психического здоровья
В. М. Мендель
Подкрепление (reinforcement)
Формулировка «закона эффекта» Торндайка выглядит следующим образом.
Закон эффекта гласит: ил неск. реакций на одну и ту же ситуацию, те, к-рые сопровождаются или
сменяются состоянием удовлетворения животного, будут, при прочих равных условиях, более тесно
связываться с этой ситуацией, так что при ее повторении они будут возникать с большей вероятностью;
те реакции, к-рые сопровождаются или сменяются состоянием дискомфорта [раздражающим
воздействием], будут, при прочих равных условиях, образовывать более слабые связи с этой ситуацией,
так что при ее повторении они будут возникать с меньшей вероятностью. Чем в большей степени будет
испытываться удовлетворение или дискомфорт, тем в большей степени будет усиливаться или
ослабляться эта связь.
С развитием теории П., гл. обр. усилиями Кларка Л. Халла, ключевые термины в формулировке
«закона эффекта» «удовлетворение» и «дискомфорт» трансформировались в положительное
и
отрицательное П. Положительное и отрицательное П. это теорет. понятия, так же как и их
предшественники удовлетворение и дискомфорт, в формулировке Торндайка. Эти эффекты
вызываются путем манипулирования более объективными условиями, положительными
«подкрепителями» (вознаграждениями, или «удовлетворителями» в терминологии Торндайка) и
отрицательными «подкрепителями» (наказующими или раздражающими воздействиями в
терминологии Торндайка). Каким бы ни был эффект положительным или отрицательным, П. зависит
от того, подается или устраняется положительный или отрицательный «подкрепитель». Положительное
П. может обеспечиваться либо предъявлением вознаграждения, либо устранением наказания в момент
осуществления реакции; отрицательное П. может обеспечиваться либо предъявлением карательной
|