зависимости от того, что
требуется для получения
высоких отметок
Социальная
Неакадемическая
Потребность в
аффилиации с подобными
себе людьми
Низкая забота о соответствии
академическим требованиям;
осн. формы активности и
интересы лежат за пределами
учеб. деятельности
См. также Классная динамика, Обучение методом (управляемых) открытий, Теория обучения,
Результаты обучения
Н. Дж. Энтвистл
Позитивизм (positivism)
П. это строгая форма эмпиризма, придающая особое значение философии науки.
Основоположником П. считается Огюст Конт, полагавший, что совр. ему, «научной» стадии развития
человечества предшествовали «теологическая» и «метафизическая» стадии, причем характерной
особенностью этого стадиального развития яв-ся то, что каждая последующая стадия менее обременена
предрассудками, чем предыдущая. По мнению Конта, осн. задача науки описание, прогнозирование
и контроль. Ученый начинает с точного описания наблюдаемых событий, из к-рого м. б. извлечены мат.
законы, описывающие естественные закономерности. А как только в распоряжении ученого
оказываются законы, у него появляется возможность делать прогнозы. В конце концов подтвержденные
научные законы делают доступным контроль над природой, поскольку выявленными причинно-
следственными связями можно управлять, а значит, можно добиваться желательных и прогнозируемых
целей. Хороший ученый должен избегать попыток объяснять причины тех или иных событий, особенно
в тех случаях, когда речь идет о сущностях, наблюдать к-рые невозможно. Постулирование невидимых
причин связано с риском снова впасть в религиозные или метафизические предрассудки.
В психологии П. оказал влияние на бихевиоризм и положил начало операционализму. Психолог-
позитивист стремится убрать из научной психологии все ссылки на разум, поскольку считает, что
только так психология может избежать скатывания к религиозным предрассудкам. Для позитивиста
понятие «разум» ненаучное понятие, а психология должна описывать, прогнозировать и
контролировать лишь то, что поддается наблюдению, т. е. поведение.
См. также Бихевиоризм, Эмпиризм, Операционализм, Философия науки
Т. Лихи
Познание (cognition)
П. (когниция) это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов,
связанных с приобретением знаний», утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в
современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к «Принципам
психологии» (Principles of psychology) У. Джеймса после слова П. идет «см. знание (knowing)». Т. о., П.
охватывает всю умственную активность или состояния, связанные с приобретением знаний и
функционированием разума, включая восприятие, внимание, память, воображение, речевые функции,
процессы (возрастного) развития, решение проблем, а тж область искусственного интеллекта.
Большинство когнитивных психологов едины в том, что объяснения функционирования разума
не обязательно должны строиться на уровне наблюдаемого поведения, достаточно исследовать
релевантные явления, происходящие в НС. А. Л. Блюменталь указывал в «Процессе познания» (The
process of cognition), что следует разграничивать исслед. двух категорий вопросов: первая касается
содержания челов. знания, а вторая природы ментальных процессов, делающих возможным усвоение
и использование такого знания. Это разграничение относится к более общему типу разграничения
«содержание/процесс».
Джозеф Р. Ройс показал, что предложенная Гилфордом модель структуры интеллекта включает
28 когнитивных, или познавательных факторов, и что его три способа получения знаний образуют класс
когнитивных процессов. Блюменталь тж высказал мысль о том, что когниции могут представлять собой
|