Navigation bar
  Print document Start Previous page
 931 of 1766 
Next page End  

том, что психологи успешно выступают в качестве свидетелей-экспертов но вопросам
правоспособности и вменяемости и пользуются уважением. Психологи дают показания в гражданских
делах, в т. ч. в делах о нанесении телесных повреждений, о несчастных случаях на пр-ве со
смертельным исходом, о нарушении прав владельцев торговой марки, об ответственности
производителя за качество, безвредность или безопасность выпускаемой продукции, и по др. делам.
Психологи дают показания в уголовных судах по вопросам, касающимся передачи дела в др. округ,
права жюри присяжных выносить смертный приговор, условий содержания в тюрьмах и способности
обвиняемого сформировать преступное намерение.
Постепенно все больше судей понимают, какие потенциальные возможности дает суду
использование показаний психологов.
В настоящее время лишь немногие аспирантуры готовят психологов для работы в качестве
свидетелей-экспертов в судах. Психологи, ожидающие, что им придется выступать в этой роли, должны
получить образование, практ. подготовку и опыт ad lib (по собственному усмотрению) или продолжить
образование после защиты докторской диссертации. Интерес к этой области быстро возрастает.
См. также Уголовная ответственность, Судебная психология
Т. Блау
Полевые исследования (field research)
Цель П. и. в наиболее общем смысле— применение научного метода к практ. челов. проблемам в
организационных контекстах. П. и. связывает разраб. программы/продукта и оценку их внедрения.
Движение П. и. в образовании было призвано заполнить существующий разрыв между рез-тами научно-
пед. исслед. и практикой образования и наладить более тесное сотрудничество между исследователями
и практиками.
Цель и последовательность шагов П. и. в бизнесе и промышленных орг-циях те же, что и в
контексте образования. Собираются данные в отношении существующей в системе проблемы; на
основе этих данных производятся изменения в работе системы; снова собираются данные и
оцениваются последствия этих изменений. Т. о., модель П. и. яв-ся процедурой динамической,
информативной обратной связи, отвечающей актуальным практ. запросам в системе пли орг-ции.
Критики модели П. и. указывают на то, что ученые не должны скатываться до наивного «здесь-и-
сейчас» эмпиризма, а основываться на данных предыдущих исслед. и определенного вида теорет.
концепциях. Утверждается тж, что П. и. страдают проблемами недостаточного контроля посторонних
переменных и недостаточной обобщаемостью их рез-тов. С положительной стороны, несмотря на то,
что за четверть века П. и. в школах еще не полностью преодолели разрыв между научными исслед. и
практикой, они позволили педагогам-практикам приобрести большую информированность и понимание
в отношении методов и рез-тов научных исслед. Все больше учителей и др. практиков в
образовательных и иных учреждениях включаются в проведение П. и., хотя такие исслед. по большей
части яв-ся разновидностями опросов или квазиэкспериментов, а не контролируемыми экспериментами.
См. также Активное исследование, Полевые эксперименты, Методология (научных)
исследований
Л. Р. Эйкен
Полевые эксперименты (field experimentation)
Вплоть до 1940-х гг. большинство психол. экспериментов проводились в контролируемых
лабораторных условиях. С тех пор в небольшую, но постоянно увеличивающуюся часть исслед. стали
включать эксперименты, организованные в нелабораторных, полевых условиях.
Концептуальное и методологическое обоснование полевых in vivo экспериментов шло с двух
сторон. Бурный рост исслед. по проблемам соц. психологии (напр., формирование аттитюдов,
предубеждения, групп. процессы, конформность) заставил мн. исследователей задуматься о том, не
искажаются ли существенным образом эти важные переменные в искусственных лабораторных
условиях. Одним из рез-тов этого стало прогрессирующее использование лабораторного обмана и
доведение эксперим. «инсценировок» до высокой формы иск-ва; др. же итогом — увеличение числа
полевых исследований. Параллельно полевые эксперим. методы начали использоваться для изучения
эффектов широкомасштабных соц. программ, к-рые принципиально не могли быть подвергнуты
проверке в лабораторных условиях.
Hosted by uCoz