Попыток дальнейшего контакта с наблюдаемой женщиной (обычно незнакомой), как правило, не
происходит и большинство вуайеристов, как и эксгибиционистов, не представляют физ. опасности.
Сексуальный садизм. Название широко распространенного термина «садизм» происходит от
пресловутого маркиза де Сада, к-рый в эротических целях совершал такие жестокости со своими
жертвами, что был признан психически больным. Сексуальный садизм представляет собой
расстройство, осн. чертой к-рого яв-ся причинение физ. или психол. страдания др. лицу с целью
достижения собственного сексуального возбуждения и оргазма. Девиант тж вызывает у себя сексуально
стимулирующие фантазии подобного рода. В одних случаях садистическое поведение стимулирует
формирование сексуальных отношений, тогда как в других оно само по себе достаточно для полного
сексуального удовлетворения. В большинстве случаев садистическое поведение происходит в
отношениях с соглашающимся на это партнером.
Сексуальный мазохизм. Главной чертой сексуального мазохизма яв-ся сексуальное
возбуждение, возникающее у индивидуума вследствие собственного страдания. Это означает, что при
этом расстройстве предпочитаемым или исключительным средством достижения сексуального
удовлетворения яв-ся причинение страдания в виде унижения, связывания, побоев, ударов кнутом или
иным способом. Эти ситуации могут само по себе быть достаточными для полного сексуального
удовлетворения, или они могут быть необходимой прелюдией непосредственного сексуального
поведения в виде полового сношения. Как и садизм, мазохизм предполагает страдание; в отличие от
садизма, страдание здесь причиняется не другим, а самому себе.
Атипичная парафилия. Рубрика атипичной парафилии в DSM предназначена для классиф.
индивидуумов, к-рые не могут быть отнесены к к.-л. др. категории. Эти расстройства включают
копрофилию (экскременты), фроттеризм (трение), клизмафилию (клистир), мизофилию (грязь),
некрофилию (труп), телефонную скатологию (нецензурная брань) и урофилию (моча).
См. также Сексуальность человека, Половое (сексуальное) развитие
Д. Зиглер
Половые различия: возрастной аспект (sex differences: developmental)
Наиболее твердо П. р. установлены в сфере жизненного опыта (life experiences)
и в области
биологии. Обычно считают, что они вызывают менее выраженные и менее надежно установленные П. р.
в психол. областях когнитивных и социально-эмоциональных характеристик.
Проявляющиеся в когнитивной сфере П. р. включают успехи в выполнении вербальных, мат. и
зрительно-пространственных заданий; в социально-эмоциональной сфере наиболее устойчиво
проявляющимся П. р. яв-ся различие в агрессии. Периоды возрастного развития, в к-рых наблюдаются
эти П. р., расходятся в некоторой степени в зависимости от изучаемой сферы.
Девочки в целом превосходят мальчиков в выполнении вербальных заданий на протяжении
младенчества и младшего детства. Существование П. р. в вербальных достижениях на протяжении
обучения в начальной школе не столь очевидно, хотя, сравнительно с девочками, гораздо больше
мальчиков испытывают трудности при обучении чтению. Начиная с подросткового возраста, лица
женского пола, в тенденции, достигают более высоких средних показателей по мн. видам вербальных
заданий, от тех, к-рые требуют навыков низшего уровня (напр. орфография и пунктуация), до тех, к-рые
требуют вербальных навыков высшего уровня (напр. понимание сложного текста и вербальных
аналогий). Преимущество лиц женского пола на уровне усредненных показателей сохраняется до
среднего возраста и, возможно, продолжает сохраняться в старости, хотя крайне мало существенных
исслед., посвященных этим различиям среди пожилых людей. До начала подросткового возраста
различия между полами в мат. достижениях весьма незначительны. Однако, начиная с какого-то
момента в период отрочества-юности, лица мужского пола, в среднем, получают более высокие
показатели по мат. тестам, чем лица женского пола.
В выполнении зрительно-пространственных заданий выделяют, по меньшей мере, 2 главных
компонента: аналитический (включающий, к примеру, выделение фигуры из фона и конструирование из
кубиков) и неаналитический (включающий, напр., мысленное вращение фигур и репродуцирование
пространственных отношений). До подросткового возраста наблюдается сходство между полами в
выполнении заданий по обоим компонентам. Начиная с отрочества, лица мужского пола обнаруживают
тенденцию к получению более высоких средних показателей в обеих областях. Здесь преимущество лиц
мужского пола может сохраняться вплоть до старости, хотя для окончательного утверждения опять-
таки не хватает исслед. этого вопроса. Однако известно, что между полами нет различий в выполнении
|