Navigation bar
  Print document Start Previous page
 950 of 1766 
Next page End  

примерно 1,5 лет.
Развитие гендерного постоянства. Маленькие дети еще не знают того, что пол является
постоянной характеристикой или что обычно пол определяют по строению наружных половых органов.
Примерно в 2 года дети научаются обозначать себя точно в соответствии со своим полом. Примерно в 3
года они уже могут практически безошибочно категоризовать по полу других. Следующий шаг —
понимание устойчивости пола. Где-то ок. 7 лет дети приходят к пониманию постоянства гендера или,
иначе говоря, к убеждению в том, что пол человека не изменяется вместе с изменением его имени,
одежды или поведения. Наконец, в промежутке между 7 и 9 годами дети приходят к ясному пониманию
того, что пол человека определяется по внешнему виду гениталий.
Полоролевые знания. Полоролевые знания указывают на точность представлений людей о
половых ролях. Они отражают описательную, а не оценочную характеристику.
Как можно ожидать, знания детей о половых ролях увеличиваются с возрастом. К 3 годам дети
узнают о нек-рых концептуально простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с
внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, а тж нек-рыми профессиями и
занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о
большинстве профессий и др. будущих ролей, мужских и женских занятиях, характеристиках
внешности и чертах личности. После неск. лет обучения в начальной школе детям становятся известны
большинство аспектов полоролевых стереотипов своей культуры.
Полоролевые аттитюды. В отличие от полоролевых знаний, полоролевые аттитюды включают
оценочный компонент, связанный с «правильностью» и «справедливостью» соотв. стереотипов.
Предметом исслед. в этой области были аттитюды, касающиеся профессий, детских и взрослых ролей,
черт личности и типичных занятий, а тж полоролевые аспекты Я-концепций.
В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста полоролевые аттитюды
детей, в целом, приобретают все более выраженную половую типизацию, вызванную, по крайней мере
отчасти, приростом их знаний о половых ролях. Однако в индивидуальных случаях маленькие дети
часто освобождают себя от следования тем нормам и правилам, к-рые они выводят из собственных
полоролевых аттитюдов, хотя мальчики более склонны придерживаться таких норм и правил.
На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация мн.
полоролевых аттитюдов, напротив, неуклонно уменьшается. Возрастные тенденции на следующем
этапе развития (средняя школа) не столь ясны, но, по-видимому, по меньшей мере нек-рые из
полоролевых аттитюдов подростков опять начинают приобретать выраженную половую типизацию.
Эти возрастные паттерны могут быть обусловлены действием неск. факторов, в т. ч. когнитивной
зрелости и социоэкономического статуса.
Взрослые, активно участвующие в воспитании своих еще не выросших детей, наиболее
традиционны в своих аттитюдах; бездетные молодые супружеские пары и супружеские пары,
ожидающие рождения ребенка, занимают в этом отношении промежуточное положение; наименьшая
половая типизация аттитюдов отмечается у одиноких взрослых и взрослых с выросшими детьми.
На протяжении всего жизненного цикла полоролевые аттитюды лиц мужского пола часто
отличаются более выраженной половой типизацией по сравнению с соотв. аттитюдами лиц женского
пола. Роли, связанные с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, обнаруживают
наибольшие различия между полами; представители «сильного» пола чаще представительниц «слабого»
пола приписывают эти роли в основном женщинам.
Полоролевое поведение. Почти нет надежных доказательств существования психол. половых
различий в поведении, тогда как полоролевые стереотипы предполагают, что половых различий гораздо
больше, чем на самом деле выявлено, и что они сильнее, чем в действительности.
Выводы
Большинство психологов объясняют половые различия и П. р. как эффекты средовых влияний и
когнитивного развития в сочетании с неким биолог. потенциалом. Однако они приходят к выводу, что
соц. окружение оказывает в данном случае гораздо большее практ. воздействие, чем лежащие в основе
этих различий и процессов биолог. факторы.
Хотя нек-рые люди принимают традиционные полоролевые стереотипы, знания и аттитюды,
вследствие их широкого распространения, как разумные и естественные, мн. психологи с этим не
согласны. Традиционные полоролевые стереотипы несовместимы с мн. половыми различиями и яв-ся
дезадаптивными для большинства взрослых ролей. Чтобы успешно жить и работать в об-ве др. людей,
взрослым необходимо обладать положительными качествами из противоположных стереотипов —
маскулинного и феминного. Сама по себе стереотипизация яв-ся нормальным когнитивным процессом;
Hosted by uCoz