примерно 1,5 лет.
Развитие гендерного постоянства. Маленькие дети еще не знают того, что пол является
постоянной характеристикой или что обычно пол определяют по строению наружных половых органов.
Примерно в 2 года дети научаются обозначать себя точно в соответствии со своим полом. Примерно в 3
года они уже могут практически безошибочно категоризовать по полу других. Следующий шаг
понимание устойчивости пола. Где-то ок. 7 лет дети приходят к пониманию постоянства гендера или,
иначе говоря, к убеждению в том, что пол человека не изменяется вместе с изменением его имени,
одежды или поведения. Наконец, в промежутке между 7 и 9 годами дети приходят к ясному пониманию
того, что пол человека определяется по внешнему виду гениталий.
Полоролевые знания. Полоролевые знания указывают на точность представлений людей о
половых ролях. Они отражают описательную, а не оценочную характеристику.
Как можно ожидать, знания детей о половых ролях увеличиваются с возрастом. К 3 годам дети
узнают о нек-рых концептуально простых аспектах половых ролей, особенно тех, что связаны с
внешностью (напр. длина волос, величина, одежда), игрушками, вещами, а тж нек-рыми профессиями и
занятиями. С возрастом знания детей углубляются и расширяются, охватывая представления о
большинстве профессий и др. будущих ролей, мужских и женских занятиях, характеристиках
внешности и чертах личности. После неск. лет обучения в начальной школе детям становятся известны
большинство аспектов полоролевых стереотипов своей культуры.
Полоролевые аттитюды. В отличие от полоролевых знаний, полоролевые аттитюды включают
оценочный компонент, связанный с «правильностью» и «справедливостью» соотв. стереотипов.
Предметом исслед. в этой области были аттитюды, касающиеся профессий, детских и взрослых ролей,
черт личности и типичных занятий, а тж полоролевые аспекты Я-концепций.
В период от раннего дошкольного до младшего школьного возраста полоролевые аттитюды
детей, в целом, приобретают все более выраженную половую типизацию, вызванную, по крайней мере
отчасти, приростом их знаний о половых ролях. Однако в индивидуальных случаях маленькие дети
часто освобождают себя от следования тем нормам и правилам, к-рые они выводят из собственных
полоролевых аттитюдов, хотя мальчики более склонны придерживаться таких норм и правил.
На протяжении обучения в начальной и младшей средней школе половая типизация мн.
полоролевых аттитюдов, напротив, неуклонно уменьшается. Возрастные тенденции на следующем
этапе развития (средняя школа) не столь ясны, но, по-видимому, по меньшей мере нек-рые из
полоролевых аттитюдов подростков опять начинают приобретать выраженную половую типизацию.
Эти возрастные паттерны могут быть обусловлены действием неск. факторов, в т. ч. когнитивной
зрелости и социоэкономического статуса.
Взрослые, активно участвующие в воспитании своих еще не выросших детей, наиболее
традиционны в своих аттитюдах; бездетные молодые супружеские пары и супружеские пары,
ожидающие рождения ребенка, занимают в этом отношении промежуточное положение; наименьшая
половая типизация аттитюдов отмечается у одиноких взрослых и взрослых с выросшими детьми.
На протяжении всего жизненного цикла полоролевые аттитюды лиц мужского пола часто
отличаются более выраженной половой типизацией по сравнению с соотв. аттитюдами лиц женского
пола. Роли, связанные с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, обнаруживают
наибольшие различия между полами; представители «сильного» пола чаще представительниц «слабого»
пола приписывают эти роли в основном женщинам.
Полоролевое поведение. Почти нет надежных доказательств существования психол. половых
различий в поведении, тогда как полоролевые стереотипы предполагают, что половых различий гораздо
больше, чем на самом деле выявлено, и что они сильнее, чем в действительности.
Выводы
Большинство психологов объясняют половые различия и П. р. как эффекты средовых влияний и
когнитивного развития в сочетании с неким биолог. потенциалом. Однако они приходят к выводу, что
соц. окружение оказывает в данном случае гораздо большее практ. воздействие, чем лежащие в основе
этих различий и процессов биолог. факторы.
Хотя нек-рые люди принимают традиционные полоролевые стереотипы, знания и аттитюды,
вследствие их широкого распространения, как разумные и естественные, мн. психологи с этим не
согласны. Традиционные полоролевые стереотипы несовместимы с мн. половыми различиями и яв-ся
дезадаптивными для большинства взрослых ролей. Чтобы успешно жить и работать в об-ве др. людей,
взрослым необходимо обладать положительными качествами из противоположных стереотипов
маскулинного и феминного. Сама по себе стереотипизация яв-ся нормальным когнитивным процессом;
|