знания, поднимающие практ. знание повседневной жизни выше теорет. знания. Происходит тж переход
от субъекта (по)знания к самому (по)знанию, от (по)знающего человека к познаваемому человеку, от
психологии когнитивных процессов к эпистемологическому изучению природы искомого знания.
Получают признание нарративные (повествовательные), герменевтические и деконструктивные
подходы. Развивается комбинированный подход с акцентом на качественных, интерактивных и
включенных исслед. Процесс исслед. не похож на простое картирование объективной соц. реальности;
исслед. состоит в соучреждении (coconstitution)
объектов, раскрываемых в процессе установления
контакта и взаимодействия с самим изучаемым объектом. Речевое общение и соц. практика становятся
конечными контекстами, в к-рых достигается и выясняется достоверность знания.
Восстановления статуса профессионального знания. Профессиональная практика психологов
рассматривается как важный источник психол. знаний. Хотя представители академической психологии
обычно недооценивают их, инсайты, порождаемые практ. работой, находятся в полном соответствии с
идеями философского анализа знания в постмодернистскую эпоху, при условии, что эта работа
ориентирована на локальное и нарративное знание, на признание открытости практ. знания, на изучение
разнородного, лингвистического и качественного знания о мире повседневности и на проверку его
достоверности посредством практики. Знание превращается в способность совершать эффективные
действия; критерием достоверности для прагматического знания становится его способность привести
человека к достижению той цели, к-рую он поставил перед собой. Сказанное вовсе не означает, что
практика не нуждается в теории, речь идет о переключении внимания психологов-теоретиков с
внутреннего мира индивидуума на его взаимоотношения с об-вом со всеми вытекающими из подобного
переключения эпистемологическими, этическими и политическими последствиями.
Деконструктивная социальная психология. В академической психологии существует неск.
тенденций, к-рые явно связаны с постмодернистским дискурсом, преим. в соц. психол. Так, Паркер и
Шоттер приводили доводы в пользу деконструирования соц. психол., делая упор на деконструкцию и
риторику в тексте о людях. Термин деконструкция гибрид терминов деструкция и конструкция
обозначает попытку конструирования (созидания) через разрушение. Отжившие свой век и вышедшие
из употребления концепции «сносятся» и на их месте «возводятся» новые. Деконструкция фокусируется
на внутренних противоречиях текста, на противоречиях между теми намерениями, с к-рыми текст
писался, и тем смыслом, к-рый он, тем не менее, вынужден доносить. Паркер и Шоттер разделяют
взгляды Дерриды, Фуко и Лакана при рассмотрении внутренних противоречий этих текстов и их соц.
конструкций, раскрывающих соотношение сил в данной сфере деятельности и порождающих
невыраженные мнения, наподобие феминистской работы по соц. конструированию гендера.
Исчезающий субъект. Постмодернистские авторы отвергают субстанциональную концепцию Я
в центре мира, децентрируя его посредством введения относительного понятия субъективности: Я
существует благодаря его отношениям с другими как часть общей картины мира. Помещение
лингвистических структур в центр внимания означает децентрацию субъекта. Я больше не пользуется
языком, чтобы выразить себя, скорее можно говорить о том, что язык выражает себя через субъекта.
Единообразный субъект гуманистического дискурса отброшен за ненадобностью. Этот
превращенный в сущность
(essentialized)
субъект заменяется временным, ситуационным и
сконструированным субъектом, чья Я-идентичность конституируется и реконституируется
относительно существующей соц. действительности. Кеннет Герген придаст особое значение соц.
конструированию личных идентичностей, особенно в связи с новыми коммуникационными
технологиями, порождающими разнообразие знаний и приводящими к осознанию природы соц.
реальности в определенном ракурсе. Происходит насыщение Я, преобразование Я в состояние
связанности, встроенности в множество соц. сетей.
Системная терапия
Системная терапия эта та профессиональная область, в к-рой постмодернистский
лингвистический сдвиг приобрел наиболее явную форму. Произошел переход от изучения психики
конкретного пациента к изучению семьи как лингвистической системы. Патология больше не
рассматривается как коренящаяся в сознании или в бессознательном, а связывается со структурами
языка. В центре внимания оказываются взаимодействия и связи, существующие внутри соц. группы.
Даже сам термин психотерапевт представляется неадекватным, поскольку терапевт не пытается лечить
«душу» («psyche»)
пациента, но работает с языком и, как мастер разговорного жанра, врачует только
словами.
Заключение
Постмодернистский дискурс находится в противоречии с модернистскими основами совр.
|