в последующих пробах сила реакции начинает уменьшаться. Кроме того, нередко оказывается, что
угасшую реакцию можно восстановить, применяя др., обычно сильный стимул. Первонач.
предполагалось, что эта дисгабитуация представляет собой просто снятие П., но теперь она
рассматривается как совершенно иной процесс процесс сенситизации, лежащий в основе
увеличенного реагирования. Соответственно, кривая реагирования обычно носит сложный характер,
обнаруживая вначале подъем, а затем спад. Ее форма обусловлена комбинированным действием
сенситизации и П. П. начинает доминировать после неск. стимуляций, тогда как сенситизация
сохраняется на постоянном уровне или уменьшается. Ряд данных указывает на существование
нейронов, к-рые дают только реакцию П. и по мнению нек-рых обнаруживают заметную
сенситизацию.
См. также Аккомодация, Адаптация, Утомление
А. Райэпелл
Приемные дети (adopted children)
Существует 2 категории приемных детей: усыновленные внутри семьи и усыновленные вне
семьи.
При внутрисемейном усыновлении роль приемных матерей и/ или отцов берут на себя кровные
родственники, члены семьи по браку, часто отчим (мачеха) приемного ребенка. В этом случае желание
усыновить ребенка обычно не является осп. мотивом. Усыновление может быть следствием вступления
в брак матери или отца ребенка, желания обеспечить равное положение детям из семей двух родителей-
одиночек во вновь созданной ими семье или же осознания членами семьи необходимости либо своего
долга усыновить ребенка, оставленного им биолог. родителями в силу неблагоприятного стечения
обстоятельств. Преимущество внутрисемейного усыновления заключается в том, что ребенок сохраняет
связь с семьей и растет в знакомой обстановке, где ему доступна история семьи.
Усыновленным в младенчестве, возможно, будет необходимо рассказать об их статусе приемных
детей. В нек-рых случаях детям не говорят об этом вплоть до достижения взрослости. Даже тогда выбор
подходящего момента для откровенного разговора имеет важное психол. значение.
Ребенок, усыновленный чужими людьми, сталкивается со специфическими проблемами, такими
как принятие, отвержение, идентификация и отделение. В таких случаях приемным детям необходимо
разобраться в причинах отвержения их биолог. родителями, а иногда и в причинах не всегда
альтруистических желания новых родителей усыновить их. Идентификация с приемными родителями
может оказаться сложной задачей, если в этот процесс вмешиваются истина и фантазия об утраченных
биолог. родителях. Задача идентификации может осложняться проблемами родительской
контридентификации, особенно если ребенок, будучи представителем др. этнической группы или расы,
внешне совершенно не похож на приемных родителей; если он резко отличается от них но уровню IQ
или если они в скрытой либо явной форме дают ему знать, что его неприемлемое поведение
унаследовано от биолог. родителей. Приемные дети, по-видимому, особенно уязвимы к любым
действиям, к-рые могут восприниматься как отвержение. Даже обычные ограничения, устанавливаемые
родителями, могут интерпретироваться ими как родительское отвержение. Обладая повышенной
чувствительностью к слабой, неустойчивой или зависящей от условий связи «родительребенок»,
приемные дети устраивают проверку подлинности родительской любви, часто приближая то самое
отвержение с их стороны, к-рого они боялись, ища подтверждения желанному принятию новыми
родителями. Дети, травмированные разлукой с биолог. родителями («отделением») и материнской
депривацией, часто слишком крепко привязываются к приемным родителям, а затем проходят через
бурный период отделения от них в отрочестве-юности.
То, насколько приемный ребенок чувствует себя желанным для новых родителей, служит
мощной защитой против ощущаемого отвержения биолог. родителями. Хотя у ребенка, к-рый чувствует
себя нежеланным и отверженным, может быть выявлена низкая самооценка, сравнение нормальных
детей, как приемных, так и родных, не выявило различий в Я-концепции у этих двух групп. Др.
исследователи приходят к выводу, что усыновление оказывается незначительным фактором для лиц с
положительными приспособительными реакциями. Несмотря на предполагаемый фактор отвержения, у
мн. приемных детей, особенно, если они чувствуют себя непонятыми родителями в период отрочества-
юности, развивается потребность в «настоящих» родителях. В своей борьбе за независимость они ищут
проекцию своих потерянных родителей, с к-рой они могут идентифицировать себя. Нек-рые из них
начинают настоящие поиски своих биолог. родителей.
|