Стадия 2
Ориентация на вознаграждение (подчинение с целью получить вознаграждение; чтобы
хорошее отношение обернулось тем же)
Уровень II: Конвенциональная мораль
Стадия 3
Ориентация типа «я хороший мальчик/хорошая девочка» (подчинение с целью избежать
неодобрения других)
Стадия 4
Ориентация на авторитет (придерживаться законов и социальных правил, чтобы избежать
осуждения авторитетами и чувства вины из-за «невыполнения долга»)
Уровень III: Постконвенциональная мораль
Стадия 5
Ориентация на социальное соглашение (действия по принципам, широко признаваемым
важными для общественного благополучия; следование принципам, чтобы сохранить
уважение ровесников и, таким образом, самоуважение)
Стадия 6
Ориентация на этические принципы (действия согласно самостоятельно выбранным
этическим принципам, обычно ценящим справедливость, достоинство и равенство;
придерживаться принципов, чтобы избежать самоосуждения)
Кольберг полагал, что моральное мышление развивается с возрастом и проходит через эти стадии
(Kohlberg, 1969).
Кольберг полагал, что все дети находятся на стадии 1 примерно до 10 лет, когда они начинают
оценивать действия по тому, что о них скажут другие (уровень II). Большинство подростков
рассуждают на этом уровне до 13 лет. Вслед за Пиаже Кольберг утверждает, что только те, кто достиг
мышления, свойственного стадии формальных операций, способны к такому абстрактному мышлению,
которое соответствует уровню III постконвенциональной морали. Высший, 6-й этап
предусматривает, что человек формулирует абстрактные этические принципы и в дальнейшем
придерживается их, чтобы избежать самоосуждения.
Кольберг пишет, что среди его взрослых испытуемых менее 10 процентов проявили «четкое
принципиальное» мышление, характерное для 6-го этапа и иллюстрируемое следующим ответом 16-
летнего юноши на вышеприведенную дилемму: «По законам общества [этот человек] был неправ, но по
законам природы или Бога неправ был аптекарь, а муж поступил правильно. Человеческая жизнь
превыше финансовой выгоды. Неважно, кто умирает, пусть даже кто-то совершенно посторонний,
человек обязан спасти ему жизнь» (Kohlberg, 1969, р. 244).
Кольберг представил данные в пользу того, что эта последовательность стадий соблюдается у
детей нескольких культур, включая Америку, Мексику, Тайвань и Турцию (Colby et al., 1983; Nisan &
Kohlberg, 1982). С другой стороны, есть данные, что в различных ситуациях люди пользуются разными
правилами и что эти стадии не идут последовательно (Kurtines & Greif, 1974). Эту теорию критиковали
также за «мужецентричность», поскольку «маскулинный» тип абстрактного мышления, основанный на
справедливости и праве, ставится в ней выше по моральной шкале, чем «фемининный» тип мышления,
основанный на заботе и внимании к окружающим (Gilligan, 1982). (О маскулинности и фемининности
см. ниже в разделе о полоролевом поведении. Прим. перев.)
Утверждение Пиаже, что дети не могут провести различения между социальными конвенциями
(правилами) и моральными предписаниями, также было поставлено под сомнение. В одном
исследовании детям предъявляли список действий и просили указать, какие из этих действий являются
нехорошими, даже если нет никаких правил, запрещающих их. Большинство детей выражали мнение,
что лгать, воровать, драться и вести себя эгоистично нехорошо, даже если эти действия не
преследуются никакими правилами. С другой стороны, они не видели ничего плохого в том, если
ребенок на уроке будет жевать жевательную резинку, обращаться к учителю только по имени, мальчики
будут заходить в туалет для девочек или будут есть в столовой руками если только не будут введены
правила, запрещающие эти действия (Nuccli, 1981).
Личность и социальное развитие
Когда у родителей появляется первый ребенок, они часто удивляются тому, что их первенец с
самого начала обладает особым характером; когда у них рождается второй ребенок, они удивляются
тому, насколько он отличается от первого. Эти наблюдения родителей справедливы. Уже с первых
недель жизни у младенцев проявляются индивидуальные особенности в степени активности,
чувствительности к изменениям окружающей среды и возбудимости. Один ребенок плачет много,
|