позволял ему вначале негативно реагировать на новые ситуации, Карл преуспевал и становился все
более «легким». В 23 года он уже был с определенностью отнесен к группе «легкого» темперамента.
Тем не менее каждый раз, когда менялась жизненная ситуация, первоначальный темперамент Карла
проявлялся на короткое время. Например, когда в позднем детстве он начал учиться игре на
фортепиано, у него снова появились сильные негативные реакции, за которыми последовал медленный
процесс адаптации, а со временем и позитивное отношение живая увлеченность. Аналогичная схема
проявилась у него и при поступлении в колледж (Thomas & Chess, 1986).
В ходе недавно проведенного исследования были получены дальнейшие подтверждения
постоянства темперамента. В нем участвовало 79 детей, которые в возрасте 21 месяца были
диагностированы либо как крайне заторможенные, либо как незаторможенные. В возрасте 13 лет те, кто
были диагностированы как заторможенные в возрасте 21 месяца, получили значительно более низкие
оценки но тестированию на экстернализацию, отклоняющееся поведение и агрессивное поведение
(Schwartz, Snidman & Kagan, 1996). Другие исследования показали, что тенденция проявлять интерес к
незнакомым событиям либо избегать их, являющаяся аспектом темперамента, остается достаточно
стабильной со временем (Kagan & Snidman, 1991).
Раннее социальное поведение
К двухмесячному возрасту нормальный ребенок улыбается, когда видит лицо матери или отца.
Обрадованные такой реакцией, родители всячески поощряют ее, стремясь добиться повторения. На
самом деле способность младенца улыбаться в столь раннем возрасте, возможно, развилась исторически
как раз потому, что она усиливала родительскую привязанность. Родители относятся к этим улыбкам
как к знаку того, что ребенок узнает и любит их, они проникаются еще большей нежностью и
стимулируют реакции ребенка. Тем самым устанавливается и поддерживается взаимоподкрепляющая
система социального взаимодействия.
Во всем мире дети начинают улыбаться примерно в одном и том же возрасте, независимо от
того, растут ли они в далекой африканской деревне или в доме среднего американца. Это говорит о том,
что время появления улыбок более определяется созреванием, чем условиями выращивания ребенка.
Слепые дети начинают улыбаться примерно в том же возрасте, что и зрячие (в ответ на голоса или
прикосновение родителей, а не на их лица), из чего следует, что улыбка это врожденная реакция
(Eibl-Eibesfeldt, 1970).
<Рис. Во всем мире дети начинают улыбаться примерно в одном и том же возрасте (это
относится и к слепым младенцам); это значит, что время появления улыбок более определяется
созреванием, чем условиями воспитания ребенка.>
К 3-4-му месяцу жизни дети начинают узнавать знакомых членов семьи и выражать им
предпочтение: они больше улыбаются и больше лопочут, когда видят их или слышат их голоса, но они
все еще весьма не восприимчивы к незнакомцам. Однако в возрасте 7-8 месяцев эта неразличимость
меняется. У многих детей при приближении незнакомца начинает проявляться настороженность или
настоящий испуг (даже если их держат родители), одновременно они начинают сильно протестовать,
когда их оставляют в незнакомой обстановке или с незнакомым человеком. Родителей часто приводит в
замешательство, что их ранее весьма компанейский младенец, радостно принимавший заботу няни-
сиделки, теперь безутешно плачет, когда они собираются уходить, и продолжает плакать еще какое-то
время после этого.
Хотя беспокойная реакция на незнакомца встречается не у всех младенцев (видимо, она является
отличительной чертой темперамента), число младенцев, у которых она отмечается, резко возрастает в
возрасте примерно от 8 месяцев до одного года. Сходным образом, огорчение при отрыве от родителя
самостоятельное, но близкое явление, связанное также с врожденным темпераментом, достигает
пика между 14 и 18 месяцами, а затем постепенно спадает. К трехлетнему возрасту большинство детей
чувствуют себя в отсутствие родителей достаточно уверенно, свободно общаясь с другими детьми и
взрослыми.
На появление и исчезновение этих двух видов боязни условия воспитания, видимо, влияют очень
слабо. Одна и та же общая схема наблюдалась и у американских детей, воспитывавшихся целиком дома,
и среди тех детей, которых отдавали в центр дневного ухода. Как показано на рис. 3.8, хотя доля детей,
плакавших, когда мать уходит из комнаты, в различных культурах варьируется, возрастные схемы
начала и спада весьма сходны (Kagan, Kearsley & Zelazo, 1978).
|