худобу. Хотя раннее созревание приносит и более раннюю популярность, частично это объясняется тем,
что такие девочки кажутся преждевременно развитыми в сексуальном плане. У них также более
вероятны конфликты с родителями, уход из школы, а также эмоциональные и поведенческие проблемы
(Caspi & Moffitt, 1991; Stattin & Magnusson, 1990).
Однако здесь снова важно подчеркнуть, что в крупномасштабном длительном исследовании
более половины наблюдавшихся ранних подростков обоих полов оказались относительно
беспроблемными. Примерно у 30% этой группы проблемы возникали только время от времени. И
только 15% попали на «нисходящую спираль из трудностей и неурядиц»; проблемы с эмоциями и
успеваемостью, отчетливо проступившие в 8-м классе, продолжились или усилились в 12-м (Petersen,
1989).
Развитие идентичности.
[В российской психологии приняты термины «самоопределение»,
«самопознание».
Прим. ред.]
Психоаналитик Эрик Эриксон считал, что главная задача, стоящая
перед подростком, это развитие чувства идентичности и поиск ответов на вопросы «Кто я такой?» и
«Куда я двигаюсь?». Хотя термин кризис идентичности был введен Эриксоном для обозначения
активного процесса самоопределения, он считал его неотъемлемой частью здорового психосоциального
развития. Сходным образом, большинство специалистов по психологии развития полагают, что юность
должна быть периодом «экспериментирования с ролями», когда молодые люди могут пробовать
различные варианты поведения, проявлять различные интересы и принимать разные идеологии. В
стремлении составить целостное представление о себе можно «перепробовать», изменить или отбросить
многие убеждения, роли и способы поведения.
<Рис. Главная задача юности развитие чувства идентичности, поиск ответов на вопросы
«Кто я такой?» и «Куда я двигаюсь?»>
Из этих ценностей и оценок подростки пытаются синтезировать внутренне согласованную
картину. Если ценности, проецируемые родителями, учителями и сверстниками, согласуются друг с
другом, поиск идентичности облегчается. В простом обществе, где образцов для идентификации
немного и число социальных ролей ограничено, задача формирования идентичности относительно
легка. В таком сложном обществе, как наше, для большинства подростков это сложная задача. Перед
ними открывается почти безграничное пространство возможностей относительно того, как себя вести и
чем заниматься в жизни. В результате подростки значительно различаются в том, как у них протекает
развитие их идентичности. Кроме того, идентичность каждого отдельного подростка в разных областях
жизни (сексуальной, профессиональной, идейной) может находиться на разных этапах развития.
В идеале кризис идентичности должен разрешиться к 21-25 годам, так чтобы индивид мог
перейти к другим жизненным задачам. Если этот процесс прошел успешно, об индивиде говорят, что он
достиг идентичности; обычно это означает, что он пришел к пониманию своей половой идентичности,
профессиональной направленности и идейному мировоззрению,
несмотря на то, что они могут и
должны оставаться открытыми для изменений в последующем развитии. Пока кризис идентичности не
разрешен, у индивида нет конкретного понимания себя или набора внутренних стандартов для
самооценки в главных областях жизни. Как видно из табл. 3.3, такой неудачный результат Эриксон
называл расплывчатой идентичностью.
Предложенную Эриксоном теорию развития идентичности у подростков проверял и развивал
далее Джеймс Марсиа (James Marcia, 1980, 1966). На основе полуструктурных, открытых интервью
Марсиа заключил, что в континууме формирования идентичности, по Эриксону, существуют четыре
статуса идентичности, или позиции, различающихся в зависимости от того, воспринимает ли человек
проблему идентичности и пришел ли он к ее решению:
-
Идентичность достигнута. Находящиеся в этом статусе прошли через кризис идентичности,
период активной постановки вопросов и самоопределения. Они заняли идейные позиции, которые сами
для себя выработали, и выбрали род занятий. Они начинают думать о себе как о будущем докторе, а не
как о студенте, изучающем курс химии, предшествующий изучению медицины. Они переосмыслили
религиозные и политические убеждения своей семьи и отбросили то, что им показалось неподходящим
для их идентичности.
-
Предрешенность. Находящиеся в этом статусе также заняли те или иные профессиональные и
идейные позиции, но у них отсутствуют признаки того, что они когда-либо прошли через кризис
идентичности. Они без вопросов приняли религию своей семьи. Когда их спрашивают о политических
взглядах, они часто говорят, что на самом деле никогда особо об этом не задумывались. Некоторые из
них выглядят идейными и готовыми к сотрудничеству, некоторые просто кажутся непреклонными,
догматиками и конформистами. Возникает впечатление, что эти взгляды просто исчезнут, если вдруг
|