Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 700 
Next page End  

уровня: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный.
7. Уже в первые недели жизни у младенцев проявляются индивидуальные различия в степени
активности, реакциях на изменения в окружающей среде и раздражительности. Такие связанные с
настроением характеристики личности называются темпераментом и, видимо, являются врожденными.
Еще не ясно, в какой степени они являются «кирпичиками» для постройки более поздней личности
индивида. Сохранится ли темперамент на протяжении жизни, зависит от взаимодействия между
унаследованными качествами ребенка и окружением.
8. Некоторые ранние формы социального поведения, например улыбка, являются отражением
врожденных реакций и возникают у всех детей, включая слепых, примерно в одно и то же время.
Появление многих более поздних видов социального поведения (включая настороженное отношение к
незнакомцам и расстройство при разлуке с главным опекуном), видимо, определяется развитием
когнитивных навыков ребенка.
9. Склонность ребенка искать близости с определенными людьми и чувствовать себя более
безопасно в их присутствии называется привязанностью. Привязанность можно оценить посредством
методики, называемой «Ситуация с незнакомым»: в ней за ребенком наблюдают в то время, когда
главный опекун покидает комнату и возвращается в нее. В зависимости от реакций ребенка его
привязанность может быть охарактеризована как: а) прочная привязанность; б) непрочная
привязанность: избегание; в) непрочная привязанность: амбивалентность. У младенцев с прочной
привязанностью есть главный опекун, который отзывчиво реагирует на его потребности. Поведение
ребенка в «Ситуации с незнакомым» зависит также от его темперамента. В более позднем детстве дети с
прочной привязанностью лучше справляются с новыми событиями, чем дети с непрочной
привязанностью.
10. Половая идентичность — это то, насколько человек считает себя относящимся к мужскому
или женскому полу. Ее следует отличать от полоролевого поведения, то есть приобретения тех
характеристик и типов поведения, которые общество считает подходящими для данного пола.
Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что половая идентичность и полоролевое поведение
начинают развиваться, когда ребенок открывает для себя генитальные различия между полами, а
впоследствии идентифицирует себя с родителем одноименного пола. Теория социального научения
отдает приоритет: а) поощрениям и наказаниям, которые дети получают от общества за поведение,
подходящее или неподходящее их полу, и б) идентификации с родителями одноименного пола,
основанной на научении через наблюдение.
11. Когнитивная теория развития половой идентичности и полоролевого поведения предложена
Кольбергом на базе теории когнитивного развития Пиаже. После того как дети уже могут
идентифицировать свою принадлежность к мужскому или женскому полу, появляется мотив к
освоению полоролевого поведения. Их представления о том, что такое пол и секс, соответствуют
стадиям когнитивного развития у Пиаже, — особенно это касается константности пола, т. е. понимания
того, что пол человека остается тем же, несмотря на изменения возраста и внешнего вида. Как и
породившая ее теория, когнитивная теория развития Кольберга недооценивает детский уровень
понимания.
12. Теория половой схемы разработана Сандрой Бем и стремится объяснить, почему дети строят
представления о себе в первую очередь на основе различия между мужским и женским. Она
подчеркивает, что культура учит детей видеть мир через призму пола. Как и когнитивная теория
развития, теория половой схемы считает детей активными агентами, способствующими закреплению
своего собственного типа полоролевого поведения; как и в теории социального научения, здесь
отвергается мнение, что традиционное полоролевое поведение неизбежно и неизменяемо.
13. Половое созревание оказывает значительное влияние на форму тела подростка, его
самооценку, настроения и взаимоотношения; но большинство подростков проходит через этот период
без серьезных осложнений. По сравнению с одноклассниками, еще не вступившими в пубертатный
период, рано созревающие мальчики больше удовлетворены своим внешним видом и у них чаще
позитивное настроение; у рано созревающих девочек, наоборот, чаще бывает депрессия, беспокойство,
конфликты с семьей, чем у их допубертатных одноклассниц, и их менее удовлетворяет свой внешний
вид. Согласно теории Эриксона, главная задача подросткового периода — это формирование
представления о самом себе.
Ключевые термины
Hosted by uCoz