Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 700 
Next page End  

Предосмотр
Вопросы
Чтение
Устное
воспроизведение
Контроль
Метод ПВЧУК. Первый и последний этапы (предосмотр и контроль) применяются к главе в
целом; три этапа в середине (вопросы, чтение и устное воспроизведение) применяются по мере
перехода к каждому крупному разделу главы.
Метод ПВЧУК и разные другие навыки учебы, включая конспектирование лекций, подготовку к
экзаменам и их сдачу, обсуждаются в превосходной книге Building Better Study Skills: Practical Methods
for Succeeding in College, опубликованной American College Testing Program, Iowa City, Iowa. Как
указано в ее подзаголовке, эта книга сосредоточена на практических методах достижения личных и
учебных успехов в колледже.
К читателю (от редакторов перевода)
Психический мир чрезвычайно разнообразен, изменчив, неправдоподобно сложен, в каком бы
масштабе его ни рассматривать — в масштабе отдельного индивида или в масштабе всей культурной
истории человечества. В любом случае он по сложности соизмерим или превосходит Вселенную.
Поэтому не может быть одного учебника на все времена, пусть даже он написан одним самым
гениальным автором. Многие превосходные учебники психологии прошлого сегодня стали достоянием
истории, что, впрочем, еще не основание, чтобы о них забыть и перестать к ним обращаться. Не
утратила своего значения, например, «Феноменология духа» Г. Ф. Гегеля, в предисловии к первому
изданию которой автор назвал ее учебником психологии. Полезно обращаться к учебникам Г. И.
Челпанова (1898), А. Бена (1902-1906), У. Джеймса (1905), В. Вундта (1912), Э. Титченера (1914), Н. Н.
Ланге (1914), Дж. Уотсона (1925), Р. Вудвортса (1950), С. Стивенса (1960), П. Фресса и Ж. Пиаже (1966)
и многим другим.
Каждый из названных полноценных учебников интересен не только, так сказать, своей
служебной функцией, но и тем, что в нем представлен очередной шаг на пути к целостному видению
психологии как науки. Поэтому новые учебники привлекают внимание не только студентов и
преподавателей, но и зрелых ученых, озабоченных перспективами развития своей науки.
В нашей стране заслуживают доброго слова учебники-ветераны, по которым учились и учатся
многие поколения психологов. До сих пор не утратили своей популярности «Основы общей
психологии» (1940) С. Л. Рубинштейна. Это единственный у нас учебник, заслуживающий
наименования университетского, конечно, в старом, не девальвированном смысле слова «университет».
Многочисленные попытки (и претензии) создать сколько-нибудь равноценный университетский
учебник за истекшие более чем 60 лет успехом не увенчались. Слишком высокая планка была задана
его автором. Это, разумеется, не украшает советскую (и российскую) психологию, в том числе и прежде
всего по пустякам соперничавших друг с другом ленинградскую и московскую школы психологов.
Нужно сказать спасибо трагически погибшему А. В. Брушлинскому, усилиями которого в 1989 году
появилось 3-е издание «Основ...».
Пожалуй, следует упомянуть еще один хороший учебник «Психология», изданный в 1948 г. под
редакцией К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова и Б. М. Теплова. Он значительно доступнее учебника С. Л.
Рубинштейна, так как был предназначен для педагогических институтов. Может быть, поэтому он стал
прототипом многих современных учебников-близнецов, в том числе и претендующих быть учебниками
третьего тысячелетия. Все они напоминают одну и ту же песню на давно знакомый мотив, но в отличие
от прототипа имеют подозрительно низкий уровень.
Несколько лучше обстоит дело с учебными пособиями по отдельным разделам общей
Hosted by uCoz