Рис. 5.26. Комната Эймса. Так выглядит комната Эймса при разглядывании ее через глазок.
Размеры мальчика и собаки зависят от того, кто из них находится в левом углу, а кто в правом.
Эта комната сконструирована так, чтобы расстроить восприятие наблюдателя. Из-за того, как
воспринимается форма комнаты, различия в соотношениях величин мальчика и собаки кажутся
невозможными. И все же на обеих фотографиях мальчик и собака одни и те же.
Но на обоих фотографиях один и тот же мальчик! Это тот случай, когда константность величины
нарушается. Почему? Хитрость в конструкции комнаты. Хотя наблюдателю, разглядывающему ее
через глазок, кажется, что это обычная прямоугольная комната, на самом деле она построена так, что ее
левый угол находится почти вдвое дальше правого угла (см. рис. 5.27). Так что на левом фото мальчик
на самом деле находится намного дальше, чем на правом, и следовательно, создает меньшее
ретинальное изображение. Однако наблюдатель не корректирует эту разницу в удаленности, поскольку
его заставили поверить, что перед ним нормальная комната, и тем самым предположить, что мальчики
находятся на равном удалении от него. По сути, предположение о нормальности этой комнаты
блокирует обычно применяемый принцип инвариантности величины-удаленности, и тогда
константность величины нарушается.
Рис. 5.27. Конструкция комнаты Эймса. На рисунке показана настоящая форма комнаты
Эймса. На самом деле мальчик, который слева, находится почти вдвое дальше от наблюдателя, чем
мальчик справа; однако при разглядывании комнаты через глазок это различие удаленности не
обнаруживается (по: Goldstein, 1984).
Хотя все рассмотренные нами примеры константности относились к зрению, это явление
касается и других органов чувств. Например, если частоты всех нот удвоить, человек услышит ту же
мелодию. В любой сенсорной модальности константность зависит от взаимосвязи между признаками
стимула ретинальной величиной и удаленностью в случае константности величины,
интенсивностью двух соседних участков в случае константности яркости и т. д.
Развитие восприятия
|