Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 700 
Next page End  

часы все еще не заставляют его думать о сне, но напротив, принуждают бодрствовать. Однако на
протяжении ночи суточный позыв к увеличению потребности в сне будет усиливаться, так же как и
гомеостазный позыв ко сну. К 6 часам утра гомеостазное увеличение позыва ко сну будет возрастать
уже в течение 17 часов, поэтому суточные часы максимально продлевают сон. Неудивительно, что
рабочий ночной смены теперь уже очень хочет спать и сонный направляется домой.
---
Часть IV. Научение, запоминание и мышление
Глава 7. Научение и обусловливание
Научением [Научение (learning) следует отличать от обучения (teaching) и образования
(education), как это будет ясно из дальнейшего изложения. — Прим. ред.] наполнена наша жизнь. С ним
связано не только освоение нового навыка или учебного предмета, но также и эмоциональное развитие,
социальное взаимодействие и даже развитие личности. Мы учимся разному: чего бояться, что любить,
как быть вежливым, как вести себя с близкими и так далее. Учитывая, что научение пронизывает всю
жизнь человека, неудивительно, что мы уже встречались с ним на многих примерах — например, как
дети учатся воспринимать окружающий мир, устанавливать свою половую принадлежность и
контролировать свое поведение по стандартам взрослых. Теперь, однако, мы перейдем к более
систематизированному анализу научения.
Научение можно определить как относительно устойчивое поведение, возникающее в результате
практики; изменения поведения, возникающие благодаря созреванию (а не практике) или временным
состояниям организма (таким как усталость, или состояниям, вызванным приемом лекарств), сюда не
относятся. Однако не все случаи научения одинаковы. Можно выделить четыре его типа: а)
привыкание, б) классическое обусловливание, в) оперантное обусловливание и г) то, что называют
комплексным научением. Привыкание — простейший вид — сводится к научению игнорировать
стимул, ставший уже знакомым и не вызывающий серьезных последствий; например: научение
игнорированию тиканья новых часов. И классическое, и оперантное обусловливание связаны с
формированием ассоциаций, т. е. с научением тому, что некоторые события происходят вместе. При
классическом обусловливании организм усваивает, что за одним событием следует другое; например,
ребенок научается тому, что за видом груди последует вкус молока. При оперантном обусловливании
организм усваивает, что совершаемая им реакция будет иметь определенные последствия; например,
маленький ребенок научается тому, что если ударить брата или сестру, то за этим последует
неодобрение родителей. В комплексном научении помимо формирования ассоциаций содержится нечто
большее, например, применение некоторой стратегии при решении задачи или
построение мысленной
карты своего окружения.
Существуют и другие формы научения; к ним относятся импринтинг, моделирование и
подражание и опосредованное обучение. Эти формы обучения будут рассматриваться в следующих
главах. В данной главе мы сосредоточимся прежде всего на обусловливании и сложных видах научения.
Однако прежде чем говорить о научении и обусловливании, мы должны рассмотреть, как применяются
различные психологические подходы в исследованиях научения.
Подходы к научению
Как мы помним по первой главе, в психологии есть три наиболее важных подхода:
бихевиористский, когнитивный и биологический. В исследованиях научения не меньше, чем во всякой
другой сфере психологии, участвуют все эти три подхода.
Многие ранние работы по научению и особенно по обусловливанию проводились в рамках
бихевиористского подхода. В них изучалось то, как животные научаются устанавливать ассоциации
между стимулами или между стимулом и ответной реакцией. Основное внимание уделялось внешним
стимулам и реакциям — в соответствии с общей позицией бихевиоризма, что поведение лучше всего
понимать в терминах внешних причин, а не умственных процессов. Бихевиористский подход к
научению содержал и другие ключевые положения. Согласно одному из них, простые ассоциации
Hosted by uCoz