Рис. 7.5.
Эксперимент Рескорлы. На схеме показаны условия для двух экспериментальных
групп. В каждой группе было 16 проб. Заметьте, что в некоторых пробах за УС следует БУС (УС +
БУС); в некоторых пробах УС и БУС предъявляются по одному, а в некоторых нет ни УС, ни БУС. В
правой части схемы показано число разных событий для двух групп. Количество проб с событием
УС+БУС одинаково в обеих группах, как и количество проб, в которых предъявляется только УС.
Различаются эти две группы количеством проб, в которых появляется только БУС (в группе А
никогда, в группе Б с той же частотой, что и остальные типы проб). Таким образом, в группе А
экспериментатор создал ситуацию, в которой звук являлся неплохим (хотя и несовершенным)
предвестником скорого появления удара током, тогда как в группе Б звук не имел предсказательной
ценности в отношении последующего удара. Условная реакция на УС легко выработалась в группе А и
вообще не сформировалась в группе Б.
То, что делала собака в предыдущем эксперименте, можно сравнить с обычным действием
ученого. Встречаясь с вероятностью важного отрицательного явления, например грозовой бури,
ученый-метеоролог пытается отыскать что-либо, что предвещало бы это явление. Это не может быть
просто что-то из того, что происходит одновременно с грозой, потому что такому критерию
удовлетворяет множество безобидных событий (например, тучи и даже наличие деревьев). Метеоролог
должен найти события, предвещающие грозу в том смысле, что они происходят перед грозой, но не
происходят в другое время. Сходным образом, когда собаке в предшествующем эксперименте
приходилось иметь дело со значимым отрицательным явлением в виде удара током, она тоже пыталась
найти какое-то предупреждающее его событие. И подобно метеорологу, эта собака не обращается к
событиям, которые просто происходят одновременно с ударом (например, вид экспериментальной
установки или звук в экспериментальной группе Б); собака отыскивает явление, которое происходит
всякий раз перед ударом, но не происходит в другое время (звук в экспериментальной группе А) и,
следовательно, действительно предупреждает об ударе током.
Предсказуемость и эмоции. Предсказуемость важна также для эмоциональных реакций. Если
определенный УС надежно предвещает наступление боли, то отсутствие этого УС предупреждает, что
боли не будет и организму можно расслабиться. Следовательно, УС это сигнал «опасности», а его
отсутствие сигнал «безопасности». Когда такие сигналы неустойчивы, эмоциональные издержки
организма могут стать разорительными. Когда у крыс есть надежный предвестник грядущего удара
током, они реагируют страхом только при наличии сигнала опасности; если же надежного предвестника
у них нет, они непрерывно беспокоятся и у них даже может развиться язвенная болезнь (Seligman,
1975).
Здесь отчетливо видны параллели с эмоциями человека. Если зубной врач дает ребенку сигнал
опасности, предупреждая, что сейчас будет больно, ребенку будет страшно, только пока процедура не
кончится. Напротив, если зубной врач всегда говорит, что «больно не будет», хотя на самом деле иногда
бывает больно, ребенок, не имея сигналов опасности и безопасности, может испытывать сильное
беспокойство при каждом появлении зубного врача в кабинете. Во взрослом возрасте многие из нас
переживали беспокойство, находясь в потенциально опасной ситуации, где не было предостерегающих
сигналов. Неприятные события по определению неприятны, но неприятные и непредсказуемые события
уж совсем непереносимы (этот момент подробнее обсуждается в гл. 14).
<Рис. Если знаешь, когда будет больно, беспокойство снижается.>
Биологические ограничения
В этой главе мы уже упоминали о том, что разные биологические виды научаются одному и тому
же при помощи различных механизмов. Относящиеся сюда феномены были открыты этологами
|