миндалевидной железы, обусловливание страха становится невозможным (Maren & Fanselow, 1995).
Взятые в совокупности, эти данные убедительно свидетельствуют в пользу предположения, что у
млекопитающих миндалевидная железа является основной структурой мозга, ответственной за
научение реакциям страха.
Одно из проведенных недавно исследований показывает, что эти факты относятся не только к
животным, но распространяются и на людей (Bechara et al, 1995). Испытуемым в этом исследовании
являлся пациент С. М., имеющий редко встречающееся нарушение (болезнь Урбах-Вьета), приводящее
к дегенерации миндалевидной железы. С. М. подвергался воздействию ситуаций, используемых при
обусловливании страха, в которых за нейтральным визуальным стимулом (условный стимул)
предсказуемым образом следовал громкий звуковой сигнал (безусловный стимул). Несмотря на
многочисленные попытки, С. М. не проявлял никаких признаков обусловливания страха, однако он без
труда вспоминал ассоциирующиеся с обусловливанием страха события, включая связь условного и
безусловного стимула. Другой пациент, не имевший повреждений миндалевидной железы, но
страдавший от повреждения структуры мозга, ответственной за заучивание фактического материала,
проявлял типичные реакции обусловливания страха, но не мог вспомнить события, связанные с
обусловливанием. Таким образом, два пациента имели противоположные проблемы, что
свидетельствует о том, что миндалевидная железа ответственна за обусловливание страха, но не за
любые формы научения.
---
Современные голоса в психологии
Фобии: врожденная предрасположенность или условная реакция?
Обусловливание повышает чувствительность к уже существовавшим страхам
Н. Дж. Макинтош, Кембриджский университет
Джон Уотсон, отец бихевиоризма, полагал, что у младенцев есть лишь несколько врожденных
страхов, и из них два важнейшие это страх громкого шума и страх утраты заботы. Буквально все
остальные страхи, по его мнению, приобретены в результате обусловливания. Чтобы доказать свою
точку зрения, Уотсон и его студентка Розали Райнер продемонстрировали выработку условной реакции
страха у 11-месячного младенца Альберта Б. (Watson & Rayner, 1920). Сначала Альберт радовался,
когда дотягивался до любого поднесенного к нему маленького животного. Затем младенцу семь раз
предъявляли белую крысу (условный стимул) и, когда он касался ее, позади него внезапно ударяли по
стальному бруску (безусловный стимул). В результате при виде крысы Альберт начал плакать и
отдергивать от нее руку. Условный рефлекс страха, выработанный на крысу, был обобщен им на другие
стимулы кролика, собаку и пальто из котика. С тех пор в сотнях лабораторных экспериментов было
показано, что соединение случайно выбранных и первоначально нейтральных стимулов с вызывающим
негативную реакцию событием, таким как краткий удар электрическим током или очень громкий шум,
приводит к выработке условной реакции страха.
Исследование Уотсона и Райнер часто цитировалось (Harris, 1979) как свидетельство того, что
фобии взрослых, будь то страх змей или пауков, открытых площадей или замкнутых пространств,
основаны на одном или нескольких эпизодах обусловливания, в результате которых изначально
нейтральный стимул, например, змея ассоциируется с каким-либо неприятным последствием. Столь
прямое применение теории обусловливания не обходится без трудностей, одну из которых стоит
отметить особо (хотя бы чтобы защитить Уотсона и Райнер от обвинения в жестокости): маленький
Альберт лишь слегка волновался, даже когда крысе позволяли ползать по нему, и каков бы ни был
уровень страха, экспериментаторы не обнаружили обобщения, проводя тестирование в другой комнате.
Исследования «викарного обусловливания» показали, что простое наблюдение за реакцией
страха на специфический условный стимул может действовать как безусловный стимул, который
достаточен, чтобы служить подкреплением для выработки условной реакции страха. Рожденные на воле
макаки-резус обычно боятся змей. Это не врожденный страх, так как его не проявляли малыши макаки-
резус, появившиеся на свет в лаборатории. Но детенышу макаки достаточно один раз увидеть, как
реакцию страха на змею демонстрирует взрослая особь, чтобы страх змей возник и у него (Mineka,
1987). Это лишь один из способов, с помощью которого родители могут непреднамеренно влиять на
поведение своих детей.
|