и компьютером. Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она
селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется,
по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того
чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами,
хранящимися в долговременной памяти.
Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный
подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем
для начала фундаментальную ошибку атрибуции. Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в
некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда
мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше
мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные
качества (щедрость, например), а не давление ситуации.
Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых
лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ
организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть
наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых
способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.
<Рис. События самого раннего периода жизни обычно забываются. Эта маленькая девочка,
вероятно, не сможет вспомнить события, относящиеся к периоду рождения ее младшего брата.>
Психоаналитический подход
Психоаналитическую концепцию поведения человека создал Зигмунд Фрейд примерно тогда же,
когда в Соединенных Штатах развивался бихевиоризм. Фрейд был врачом по образованию, но кроме
этого он интересовался когнитивным развитием тогда это направление разрабатывалось в Европе. В
некоторых отношениях его психоанализ представлял собой смесь когнитивной науки и физиологии в их
варианте XIX века. В частности, Фрейд соединил бытовавшие тогда когнитивные представления о
сознании, восприятии и памяти с идеями о биологических основаниях инстинктов, создав новую
смелую теорию поведения человека.
Согласно основному положению фрейдовской теории, в человеческом поведении многое
возникает из бессознательных процессов, под которыми Фрейд подразумевал убеждения, страхи и
желания, не осознаваемые человеком и тем не менее влияющие на его поведение. Он полагал, что
многие из тех побуждений, которые в детстве нам запрещаются взрослыми, обществом и являются
наказуемыми, на самом деле происходят от врожденных инстинктов. Поскольку все мы рождаемся с
этими побуждениями, они оказывают на нас распространяющееся влияние, с которым приходится как-
то справляться. Их запрещение только переводит их из сознания в бессознательное, где они
продолжают влиять на сны, оговорки речи, манеры и в конце концов проявляются в эмоциональных
конфликтах, симптомах психических болезней или, с другой стороны, в социально приемлемом
поведении, например в художественном или литературном творчестве. Скажем, если вы чувствуете
сильную неприязнь к человеку, которого вы можете изолировать от себя, ваш гнев может стать
бессознательным и, возможно, косвенно отразится на содержании сна об этом человеке.
Фрейд считал, что у всех наших действий есть причина, но эта причина чаще всего является
бессознательным мотивом, а не полагаемым нами рациональным основанием. В частности, Фрейд
полагал, что наше поведение направляют те же самые основные инстинкты, что и у животных (прежде
всего сексуальность и агрессивность), и что мы постоянно боремся с обществом, заставляющим
регулировать эти импульсы. Хотя большинство психологов не вполне разделяют фрейдовский взгляд на
бессознательное, они, по-видимому, согласны в том, что люди полностью не знают о некоторых важных
чертах своей личности и что эти черты развиваются в раннем детстве во взаимодействиях с семьей.
Психоаналитический подход позволяет по-новому взглянуть и на знакомые нам проблемы.
Согласно Фрейду (Freud, 1905), амнезия детства возникает потому, что некоторые эмоциональные
переживания первых нескольких лет жизни настолько травматичны, что если позволить им войти в
сознание (т. е. вспомнить о них) в более поздние годы, то индивид пришел бы в состояние крайнего
беспокойства. В случае с тучностью известно, что некоторые люди переедают при повышенном
беспокойстве, С точки зрения психоанализа эти люди таким образом реагируют на ситуацию,
вызывающую беспокойство: они делают то, что всегда приводит их в состояние комфорта, а именно
едят. И конечно же, психоанализу есть что сказать об агрессивности. Фрейд относил агрессивность к
|