что-то в бакалее и кто-то позднее спрашивает вас, какого цвета были глаза у продавщицы, вы не
сможете ответить, но не потому, что подвела память, а прежде всего потому, что вы не обратили
внимания на ее глаза.
Фонологическое (акустическое) кодирование. При кодировании запоминаемой информации
она переводится в определенный код, или репрезентацию. Например, когда вы находите нужный номер
телефона и держите его в памяти, пока не закончится набор, в каком виде вы представляете себе
цифры? Является ли такая репрезентация зрительной мысленным изображением цифр? Является ли
она акустической звучащими названиями цифр? Или она семантическая (основанная на значениях) и
содержит некоторые значимые ассоциации с цифрами? Исследования показывают, что для кодирования
информации в кратковременной памяти мы можем использовать любую из этих возможностей, но
предпочитаем акустический код и, пытаясь удержать информацию в активном состоянии, повторяем ее,
то есть повторяем ее про себя снова и снова. Повторение наиболее популярный прием, когда
информация состоит из вербальных элементов цифр, букв или слов. Так, пытаясь запомнить номер
телефона, мы чаще всего кодируем это число в виде звучащих названий цифр и повторяем эти звуки про
себя, пока не наберем номер.
В классическом эксперименте, подтвердившем использование акустического кода, испытуемым
на короткое время предъявляли набор из 6 согласных (например, RLBKSJ); когда буквы убирали,
испытуемый должен был написать все 6 букв по порядку. Хотя вся процедура занимала всего секунду-
две, испытуемые временами ошибались. В случае ошибок неверные буквы по звучанию были сходны с
верными. В приведенном примере испытуемый мог написать RLTKSJ, заменив B («би») на сходную по
звучанию T («ти») (Conrad, 1964). Этот результат подтверждает, что испытуемые кодировали каждую
букву акустически (например, «би» для буквы B), иногда теряя часть этого кода (от звука «би»
сохранилась только часть «и») и заменяя его буквой, подходящей к оставшейся части кода («ти»). Это
также объясняет, почему труднее вспомнить элементы по порядку, когда они акустически похожи
(например, TBCGVE «ти, би, си, джи, ви, и»), чем когда они акустически различны (RLTKSJ «ар,
эль, ти, кей, эс, джей»).
Зрительное кодирование. При необходимости мы также можем хранить вербальные элементы в
виде зрительной репрезентации. Однако эксперименты показывают, что хотя мы можем пользоваться
зрительным кодированием для вербального материала, этот код быстро угасает. В тех случаях, когда
человеку нужно запомнить невербальную информацию (например, изображения, которые трудно
описать, а следовательно, трудно повторять фонологически), важную роль играет зрительное
кодирование. Многие из нас могут удерживать зрительный образ в кратковременной памяти, но мало
кто способен удерживать образы почти с фотографической точностью. Эта способность имеется в
основном у детей. Такие дети могут быстро посмотреть на картинку и, когда ее убирают, все еще
ощущать ее образ перед своими глазами. Они могут удерживать этот образ минутами, и когда их
спрашивают о картинке, они воспроизводят множество деталей, например количество полосок на
хвосте у кота (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Тесты для эйдетического образа. Эта тестовая картинка в течение 30 секунд
предъявлялась детям из начальной школы. Когда картинку убрали, один мальчик разглядел в ее
эйдетическом образе «около 14» полосок на хвосте у кота. Это рисунок Марджори Торри к «Алисе в
|