Navigation bar
  Print document Start Previous page
 274 of 700 
Next page End  

на левое полушарие; а когда им надо было хранить пространственную информацию (зрительно-
пространственный буфер), активность мозга была больше в правом полушарии. Видимо, эти два буфера
являются отдельными системами (Smith et al., 1996). Эти результаты неудивительны, учитывая
тенденцию мозга к специализации полушарий, рассмотренную в гл. 2.
Хранение
Пожалуй, самое примечательное в кратковременной памяти — это ее очень ограниченный
объем. В среднем его предел составляет семь элементов плюс-минус два (7 ± 2). Некоторые люди могут
хранить всего 5 элементов; некоторые удерживают целых девять. Может казаться странным, что такое
точное число приводится для всех людей, хотя ясно, что индивиды очень различаются по возможностям
памяти. Однако эти различия относятся прежде всего к долговременной памяти. Кратковременная
память у большинства взрослых имеет объем 7 ± 2 элементов. Это постоянство было известно с первых
дней существования экспериментальной психологии. Герман Эббингауз, начавший экспериментальное
изучение памяти в 1885 году, представил данные, по которым объем его кратковременной памяти
составил 7 элементов. Почти 70 лет спустя эта константа так поразила Джорджа Миллера (Miller, 1956),
что он назвал ее «магической семеркой», и сегодня мы знаем, что этот предел существует и в западных,
и в незападных культурах (Yu et al., 1985).
Психологи определили это число, предъявляя испытуемым различные бессмысленные
последовательности элементов (цифр, букв, слов) с задачей последующего воспроизведения их по
порядку. Элементы предъявлялись быстро, и у испытуемого не было времени связать их с
информацией, хранящейся в долговременной памяти; следовательно, количество воспроизведенных
элементов отражает только объем хранения кратковременной памяти. В первоначальных пробах
испытуемым надо было воспроизвести всего несколько элементов, скажем, 3-4 цифры, что было
нетрудно. Затем количество цифр с каждой пробой возрастало, пока экспериментатор не определял
максимальное их количество, которое испытуемый может воспроизвести в правильном порядке. Это
максимальное число (почти всегда находящееся между 5 и 9) и есть объем памяти для данного
испытуемого. Это настолько простая задача, что вы легко можете попытаться выполнить ее сами. В
следующий раз, когда вы будете просматривать список имен (телефонную книгу офиса или
университета, например), прочитайте список один раз, затем отвернитесь и проверьте, сколько имен вы
можете воспроизвести но порядку. Вероятнее всего, от пяти до девяти.
Укрупнение. Как мы только что отметили, процедура определения объема памяти не позволяет
испытуемым соотносить запоминаемые элементы с информацией в долговременной памяти. Когда
такое соотнесение возможно, показатели испытуемых в задаче определения объема существенно
меняются.
Чтобы проиллюстрировать это изменение, давайте представим, что вам предъявили буквенную
последовательность SRUOYYLERECNIS. Поскольку объем вашей памяти равен 7 ± 2, вы не сможете
повторить всю эту последовательность из 14 букв. Но если вы заметите, что эти буквы составляют
фразу SINCERELY YOURS (англ. «Искренне Ваш» — стандартное окончание письма. — Прим. перев.),
прочитанную в обратном порядке, ваша задача станет легкой. Пользуясь этим знанием, вы уменьшаете
количество элементов, которые должны находиться в кратковременной памяти, с 14 до 2 (два слова). Но
откуда поступает эта информация о чтении букв? Конечно, из долговременной памяти, где хранится
информация о словах. Так вы можете использовать долговременную память для перекодирования
нового материала в более крупные значимые единицы и затем хранить их в кратковременной памяти.
Такие единицы называют блоками, а емкость кратковременной памяти лучше всего выражается числом
7 ± 2 блока (Miller, 1956). Объединение в блоки может производиться и с числами. Последовательность
149-2177-619-96 превышает допустимый объем, но последовательность 1492-1776-1996 (1492 год —
открытие Америки, 1776 — принятие Декларации Независимости, — 1996 (год) — Прим. пер.) вполне в
него укладывается. Общий принцип состоит в том, что возможности кратковременной памяти можно
расширить, перегруппируя последовательности букв и цифр в такие единицы, которые можно найти в
долговременной памяти (Bower & Springston, 1970).
Забывание. Мы можем удерживать в кратковременной памяти до 7 элементов, но в большинстве
случаев они вскоре забудутся. Забывание происходит или потому, что элементы угасают со временем,
или потому, что они вытесняются новыми элементами.
Информация может со временем просто распадаться. О репрезентации в памяти элемента можно
сказать, что это — след, угасающий за несколько секунд. Одно из лучших этому подтверждений
Hosted by uCoz