требуется оборудование, обладающее миллисекундной точностью (до тысячных долей секунды) (по:
Sternberg, 1966).
Эти результаты примечательны тем, что времена реакции расположены вдоль прямой линии. Это
означает, что каждый дополнительный элемент в кратковременной памяти увеличивает время
воспроизведения на одну и ту же величину примерно на 40 миллисекунд, т. е. на 1/25 секунды. Те же
результаты были получены, когда в качестве элементов использовались буквы, слова, звуки или
изображения человеческих лиц (Sternberg, 1975). Эти результаты привели некоторых исследователей к
предположению, что для воспроизведения необходимо провести поиск в кратковременной памяти, во
время которого элементы проверяются по одному. Вероятно, этот последовательный поиск в
кратковременной памяти происходит со скоростью 1 элемент за 40 миллисекунд слишком быстро,
чтобы человек мог осознавать это (Sternberg, 1966). Однако если мы говорим, что кратковременная
память это состояние активации, мы должны иначе интерпретировать эти результаты. Можно
предположить, что для воспроизведения элемента из кратковременной памяти нужно, чтобы его
активация достигла критического уровня. То есть человек решает, что данный тестовый элемент
находится в его
кратковременной памяти, если репрезентация этого элемента превышает критический
уровень активации, и чем больше элементов находится в кратковременной памяти, тем ниже активация
каждого из них (Monsel, 1979). Было показано, что такие активационные модели точно предсказывают
многие особенности воспроизведения из кратковременной памяти (McElree & Doesher, 1989).
Кратковременная память и мышление
Кратковременная память играет важную роль в мышлении. Сознательно пытаясь решить задачу,
мы часто пользуемся кратковременной памятью как мысленным рабочим пространством: используем ее
для хранения элементов задачи, а также информации из долговременной памяти, существенной для ее
решения. Для иллюстрации рассмотрим, как происходит умножение в уме 35 х 8. Кратковременная
память нужна для хранения числовых данных (35 и 8), содержания выполняемой операции (умножения)
и арифметических фактов, то есть что 8 x 5 = 40 и 8 х 3 = 24. Неудивительно, что вычисления в уме
заметно затрудняются, когда надо помнить одновременно несколько слов или чисел; попробуйте
проделать указанное умножение в уме, помня одновременно номер телефона 745-1739 (Baddeley &
Hitch, 1974). Учитывая роль кратковременной памяти в умственных вычислениях, исследователи все
чаще называют ее «рабочей памятью», представляя ее как своего рода меловую доску, на которой разум
проводит свои вычисления и где он размещает промежуточные результаты для их дальнейшего
использования (Baddeley, 1986).
В других исследованиях было показано, что кратковременная память нужна не только для
операций над числами, но и для целой гаммы других сложных задач. Среди них геометрические
аналогии, используемые иногда в тестах на интеллект (см., напр.: Ravens, 1955). Пример
геометрической аналогии приведен на рис. 8.5. Попробуйте выполнить этот
тест, чтобы получить
интуитивное представление о роли рабочей памяти в решении задач. Вы заметите, что рабочая память
нужна вам для хранения: 1) сходств и различий, найденных вами среди фигур ряда, и 2) правил,
которые вы применяете для объяснения этих сходств и различий и которые затем используете для
выбора правильного ответа. Оказывается, что чем больше объем рабочей памяти, тем лучше человек
справляется с подобными задачами (несмотря на то что люди относительно слабо различаются по ее
объему). Кроме того, когда решение людьми задач, подобных приведенной на рис. 8.5, моделируют на
компьютере, одним из важнейших параметров, определяющих, насколько хороша программа, является
величина рабочей памяти, заданной программистом. Видимо, нет сомнений, что трудность решения
многих сложных задач частично связана с той нагрузкой, которая возлагается при этом на рабочую
память (Carpenter, Just & Shell, 1990).
|