Navigation bar
  Print document Start Previous page
 281 of 700 
Next page End  

названия фруктов, например яблоко, апельсин, груша; некоторые — предметы мебели и т. д. (табл. 8.1).
Во время воспроизведения испытуемые делятся на две группы. Одной группе дают признаки
воспроизведения — «животное», «фрукты» и т. д.; другой, контрольной группе их не дают. Группа,
получавшая признаки, воспроизводит больше слов, чем контрольная группа. При последующем
тестировании, когда признаки воспроизведения дают обеим группам, они вспоминают одинаковое
количество слов. Следовательно, первоначальное различие между этими двумя группами объясняется
неудачным воспроизведением.
Таблица 8.1. Пример из исследования неудачных воспроизведений
Запоминаемый список
собака
хлопок
нефть
кошка
шерсть
бензин
лошадь
шелк
уголь
корова
синтетика
дерево
яблоко
синий
доктор
апельсин
красный
юрист
груша
зеленый
учитель
банан
желтый
дантист
стул
нож
футбол
стол
ложка
бейсбол
кровать
вилка
баскетбол
диван
кастрюля
теннис
нож
молоток
рубашка
ружье
пила
носки
винтовка
гвозди
брюки
бомба
отвертка
ботинки
Признаки воспроизведения
животные одежда
топливо
фрукты
цвета
профессии
мебель
посуда
виды спорта
оружие
инструмент
одежда
Испытуемые, которым не давали признаков воспроизведения, вспоминали меньше слов из
запомненного списка, чем те, которые получали признаки. Эти данные показывают, что за некоторые
неудачи памяти ответственность несет стадия воспроизведения из долговременной памяти (по: Tulving
& Pearlstone, 1966).
Поэтому чем лучше признаки воспроизведения, тем лучше память. Это объясняет, почему
результаты теста на распознавание обычно лучше результатов теста на воспроизведение. В тесте на
распознавание спрашивают, видели ли мы раньше тот или иной элемент (например: «Была ли Бесси
Смит среди тех, кого вы встретили на свадьбе?»). Тестовый элемент сам по себе служит превосходным
признаком воспроизведения для воспоминаний об этом элементе. Напротив, в тесте на воспроизведение
предстоит вызвать запомненный элемент при минимуме признаков воспроизведения (например:
«Вспомните имя женщины, которую вы встретили на вечеринке»). Поскольку в тесте на распознавание
признаки воспроизведения вообще более полезны, чем в тесте на воспроизведение, результаты тестов
на распознавание, как правило, лучше результатов теста на воспроизведение (Tulving, 1974).
Интерференция. Интерференция является самым важным фактором среди тех, которые могут
нарушать воспроизведение. Если с одним и тем же признаком ассоциируются различные элементы и мы
пытаемся воспользоваться им для воспроизведения одного из них (целевого элемента), то другие
элементы также могут активироваться и мешать воспроизведению целевого элемента. Например, если
ваш друг Дэн переехал и вы наконец выучили его новый номер телефона, вам станет трудно
воспроизводить старый номер. Почему? Вы используете признак «номер телефона Дэна», чтобы
воспроизвести старый номер, но вместо этого данный признак активирует новый номер, который
мешает воспроизводиться старому. Или представим, что вы поменяли место, резервируемое в
парковочном гараже, которым вы пользовались год. Поначалу вам трудно воспроизводить из памяти
место новой парковки. Почему? Вы пытаетесь выучить ассоциацию нового места с признаком «мое
Hosted by uCoz