Эмоциональные факторы забывания
До сих пор мы рассматривали память, как если бы она была оторвана от эмоций. Но не случается
ли нам запоминать (или забывать) материал благодаря его эмоциональному содержанию? Этот вопрос
подробно изучался. Результаты показывают, что эмоции могут влиять на долговременную память как
минимум пятью способами: (повторение, яркие воспоминания, помехи воспроизведению вследствие
тревожности, эффекты контекста и подавление).
Повторение. Простейший факт состоит в том, что об эмоционально заряженных ситуациях
положительных или отрицательных мы склонны больше задумываться, чем о нейтральных. Мы
больше повторяем и организуем волнующие воспоминания, чем спокойные. Например, вы можете
забыть, где видели тот или иной фильм, но если во время нахождения в кинотеатре разгорелся пожар,
этот случай какое-то время будет доминировать в ваших мыслях и вы будете описывать друзьям эту
ситуацию снова и снова, а также снова и снова думать о ней про себя, тем самым повторяя и организуя
информацию о ней. Поскольку мы знаем, что повторение и организация могут улучшать
воспроизведение из долговременной памяти, неудивительно, что многие исследователи обнаружили,
что память на эмоциональные ситуации лучше, чем на неэмоциональные (Neisser, 1982; Rapaport, 1942).
Яркие воспоминания. Второй путь влияния эмоций на память это яркие воспоминания.
Яркие воспоминания это живая и относительно постоянная фиксация обстоятельств, при которых вы
узнали о важном эмоционально заряженном событии. Примером может служить взрыв космического
челнока «Челленджер» в 1986 году, свидетелями чему были миллионы телезрителей. Многие 30-летние
точно помнят, где они находились, когда узнали о катастрофе с «Челленджером», и кто именно им об
этом сообщил, несмотря на то что такого рода детали обычно быстро забываются. У американцев в
возрасте 40 лет и старше, возможно, остались яркие воспоминания о покушении на убийство Рональда
Рейгана в 1981 году, а те, кому 50 и больше, возможно, сохранили такие же воспоминания об убийстве
Джона Ф. Кеннеди и Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах. Примечательно, что опубликован
даже отчет, показывающий, что сотню лет назад у американцев были яркие воспоминания об убийстве
Авраама Линкольна. Когда Коулгроув (Colegrove, 1899) проинтервьюировал 179 человек, 127 из них
оказались способны вспомнить все подробности того, где они были и что они делали, когда услышали
об убийстве Линкольна.
<Рис. Многие люди точно помнят, где они находились и что они делали, когда услышали
шокирующее известие о смерти леди Дианы, Принцессы Уэльской.>
Из-за чего образуются такие воспоминания? Ученые полагают (Brown & Kulik, 1977), что
события чрезвычайной важности запускают особый механизм памяти, который производит запись
всего, что человек переживает в данный момент. Это похоже на моментальную фотографию со
вспышкой, почему такие воспоминания и назвали «яркой памятью». Идея специального механизма для
эмоциональных воспоминаний оказалась противоречивой. Обсуждающие ее ученые отмечают, что
воспроизводимость ярких воспоминаний со временем уменьшается, как и у обычных долговременных
воспоминаний. В одном исследовании через несколько дней после взрыва «Челленджера» людей
спрашивали, где они были и что они делали, когда узнали о катастрофе; 9 месяцев спустя те же вопросы
задавались тем же людям. Хотя у этих людей сохранились необычайно подробные воспоминания о
событии, происшедшем 9 месяцев назад, за этот период было отмечено и некоторое забывание
(McCloskey, Wible & Cohen, 1988). Подобные результаты предполагают, что воспоминания о
национальных трагедиях могут относиться и к разряду нормальных воспоминаний. Мы так живо
помним их потому, что не перестаем слышать и говорить о них, так же как и о других эмоционально
заряженных ситуациях.
Исследователи, поддерживающие идею особого механизма эмоциональных воспоминаний,
приводят аргументы в свою пользу. Наиболее впечатляющим является недавнее исследование
биологической основы памяти. Его основная идея состоит в том, что в хранении эмоциональных
воспоминаний участвуют гормоны адреналин и норадреналин, тогда как в хранении обычных
воспоминаний они не участвуют. Следовательно, если блокировать биохимическое действие этих двух
гормонов, то человеку будет трудно запомнить эмоциональный материал, но нетрудно запомнить
материал неэмоциональный. Эта идея проверялась в следующем эксперименте. Испытуемые смотрели
показ слайдов, сопровождавшийся либо эмоциональным рассказом (о мальчике, попавшем в больницу
на срочную операцию), либо неэмоциональным (о мальчике, пришедшем в больницу встретиться с
отцом, который там работал). Прежде чем услышать эти рассказы, одна половина испытуемых приняла
препарат пропранолол (анаприлин), блокирующий действие адреналина и норадреналина, а другая
|