зеркале) и облегчением (как в примере с дополнением основы слов). Основанием для предположения об
участии различных хранилищ памяти в навыках и облегчении являются мозговые нарушения у
пациентов (пребывающих на ранней стадии болезни Альцгеймера), которые нормально научаются
моторным навыкам, но у которых облегчение менее значительное, чем у нормальных людей. Напротив,
есть пациенты с другим нарушением мозга (хореей Гентингтона), у которых облегчение в норме, но
нарушено научение новым моторным навыкам (Schacter, 1989).
В классификации, представленной на рис. 8.11, постулируются также два типа эксплицитной
памяти эпизодическая и семантическая. Эпизодические факты это лично пережитые эпизоды,
семантические факты это общие истины. Например, ваши воспоминания об окончании средней
школы и о том, что вы ели на обед прошлым вечером, это эпизодические факты. В обоих этих
случаях эпизод закодирован с его отнесением к вашей личности (вашего выпуска из школы, вашего
обеда и т. д.), и часто такой эпизод кодируется также с привязкой к определенному времени и месту.
Все это отличается от семантических фактов, примерами которых является ваша память, или знание о
том, что слово «холостяк» означает «неженатый человек» или что в сентябре 30 дней. В этих случаях
знание закодировано не относительно вас самого или конкретного места или времени, а с привязкой к
другому знанию. Например, вы скорее всего не помните того контекста, в котором вы узнали, что
каждый четвертый год февраль имеет 29 дней (Tulving, 1985).
Это различение между семантической и эпизодической памятью согласуется с тем фактом, что
хотя лица, страдающие амнезией, испытывают крайние затруднения при воспоминании эпизодов
собственной жизни, их общая эрудиция в целом остается нормальной.
Имплицитная память у людей в норме
Эксперименты с участием только нормальных испытуемых также подтверждают предположение
о существовании раздельных систем эксплицитной и имплицитной памяти. Во многих из них в качестве
теста имплицитной памяти использовалась методика завершения слова, а в качестве теста эксплицитной
памяти использовалось воспроизведение или распознавание. В одной работе нормальные испытуемые
проходили те же самые три стадии, которые имели место в предыдущих экспериментах: 1)
первоначальное предъявление списка слов, 2) завершение слов из списка и слов не из списка, 3)
распознание слов из первоначального списка. Решающим результатом было отсутствие корреляции
между количеством облегчения [Количество облегчения определяется числом букв, предъявленных из
основы слова в качестве подсказки.
Прим. ред.] припоминания слова на стадии 2 (по которой
определяется, насколько оно имплицитно запоминаемо) и легкостью распознавания на стадии 3 (по
которой определяется, насколько оно эксплицитно запоминаемо). То есть, когда экспериментатор делил
слова на распознанные и нераспознанные, для распознанных слов облегчение было не больше, чем для
нераспознанных. Успешность завершения слов по их предъявленным основам, видимо, основана на
системах, совершенно иных, чем те, что участвуют в распознавании (Tulving, Schacter, & Stark, 1982).
В пользу наличия двух систем памяти говорят и другие исследования, в которых было показано,
что независимая переменная, влияющая на эксплицитную память, не оказывает влияния на
имплицитную память, или наоборот. Одной из таких переменных было то, вникает ли испытуемый в
значение запоминаемого элемента или нет. Хотя углубление в значение слова улучшает его
последующее воспроизведение, оно не оказывает влияния на то, будет ли дополнен его фрагмент до
целого слова (Graf & Mandler, 1984). Независимой переменной, действующей противоположным
образом, является то, как предъявляется слово во время заучивания и при последующем тесте памяти: в
одной и той же модальности или нет. Испытуемые, которым сначала предъявляли список слов на слух, а
потом они должны были распознать их при зрительном предъявлении, справлялись с этой задачей так
же успешно, как и те испытуемые, которым и при заучивании, и при распознавании слова
предъявлялись на слух. Так что смена модальности предъявления практически не оказывает влияния на
эксплицитную память. Однако такое изменение значительно снижает успешность выполнения теста на
неявную память (Jacoby & Dallas, 1981).
Наряду с психологическими различиями между эксплицитной и имплицитной памятью есть
фундаментальные различия в том, как эти два типа памяти реализованы в структурах мозга. Решающие
данные на этот счет получены в экспериментах со сканированием мозга методом ПЭТ. В одной работе
(Squire et al., 1992) испытуемые сначала заучивали список из 15 слов, а затем тестировались в трех
различных условиях. В условии с имплицитной памятью они выполняли задачу на дополнение основы
до полного слова. Половина основ была взята из 15 первоначально заученных слов, а другая половина
|