Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 700 
Next page End  

знакомую дату, либо в возраст человека или какого-нибудь объекта.
Рис. 8.12. Количество цифр, воспроизводимых С. Ф. Этот испытуемый существенно увеличил
свой объем памяти на цифры, разработав систему перекодирования с использованием укрупнения и
иерархической организации. Он тренировался в общем около 215 часов (по: Ericsson, Chase & Faloon,
1980).
Использование вышеописанной системы перекодирования позволило С. Ф. увеличить свой
объем памяти с 7 до 28 цифр (поскольку каждая из его семи единиц содержала 4 цифры). Затем С. Ф.
дошел почти до 80 цифр путем иерархической организации результатов забега. Так, одна единица в
кратковременной памяти С. Ф. могла указывать на три результата забега; при воспроизведении С. Ф.
переходил от этой единицы к первому результату забега и выдавал первые 4 цифры, затем он переходил
к следующему результату забега, закодированному в этой же единице, и выдавал еще четыре цифры и т.
д. Таким образом, одна единица охватывала 12 цифр. Этим же путем С. Ф. достиг своего
замечательного объема в 80 цифр. Это осуществлялось благодаря увеличению размера единицы (путем
связывания единиц с информацией в долговременной памяти), а не увеличения количества единиц,
которые могла удерживать кратковременная память. Потому что если С. Ф. переходил с цифр на буквы,
его объем памяти снова становился равным 7, то есть 7 буквам (Ericsson, Chase & Faloon, 1980).
Описанное выше исследование по изучению рабочей памяти было проведено относительно
недавно. Интерес к проблеме улучшения долговременной памяти имеет более длительную историю;
этому вопросу будет посвящена оставшаяся часть данного раздела. Сначала мы выясним, как можно
кодировать материал так, чтобы его легче было извлечь из памяти, а затем — как можно повысить
эффективность самого процесса извлечения.
Ситуации, в которых на воспоминания оказывают влияние схемы, кажутся не имеющими ничего
общего с теми простыми ситуациями, которые были описаны в предыдущей главе. Рассмотрим, к
примеру, список никак не связанных между собой слов. В этом случае процессы памяти кажутся
функционирующими в противоположном направлении — их функционирование направлено на
сохранение первоначальной входной информации, а не на конструирование чего-то нового. Однако
даже в столь простой ситуации присутствует конструктивный аспект, свойственный таким техникам,
как использование воображения и придание смысла входной информации. Аналогичным образом, когда
мы читаем параграф текста, посвященный поведению, основанному на схемах, мы должны сохранить в
памяти некоторые конкретные детали для того, чтобы точно запомнить его содержание. Таким образом,
два аспекта памяти — сохранение и конструирование — вероятно, всегда присутствуют при
запоминании, хотя их относительная роль определяется конкретной ситуацией.
Образы и кодирование
Ранее мы уже отмечали, что воспроизведение несвязанных элементов можно улучшить, добавив
во время кодирования значимые связи между ними; такие связи в дальнейшем будут способствовать
воспроизведению. Для объединения несвязанных элементов в пары особенно полезными оказались
мысленные образы, поэтому они являются главной составной частью многих мнемонических
(помогающих памяти) приемов.
Hosted by uCoz