вспомнить. В таких ситуациях, однако, можно попробовать восстановить контекст мысленно. Чтобы
воспроизвести длинное забытое имя, можно представить себе разные классы, клубы и другие виды
деятельности, в которых вы участвовали, когда были в средней школе, и тогда, возможно, что-то из
этого наведет вас на искомое имя. Испытуемым, которые пользовались этим методом в реальном
эксперименте, часто удавалось вспомнить имена своих одноклассников из средней школы, которые они
считали напрочь забытыми (Williams & Hollan, 1981).
Организация
Мы знаем, что организация материала во время кодирования улучшает последующее
воспроизведение. Этот принцип может иметь большое практическое значение: можно хранить и
воспроизводить огромное количество информации, если только она организована.
В ряде экспериментов изучались системы организации материала, которые можно использовать
для запоминания многих бессвязных элементов. В одном исследовании испытуемые запоминали списки
несвязанных слов, организуя слова каждого списка в виде рассказа, как показано на рис. 8.15. Позднее
при тестировании 12 таких списков (всего 120 слов) испытуемые смогли вспомнить более 90% слов.
Контрольные испытуемые, не пользовавшиеся стратегией организации, воспроизвели чуть больше 10%!
Результаты экспериментальных испытуемых кажутся удивительным трюком с памятью, но,
вооружившись организационной стратегией, каждый может сделать это.
ЛЕСОРУБ ВЫЛЕТел из леса, СКАТился вокруг ИЗГОРОДИ позади КОЛОНИИ УТОК. Он
споткнулся об какую-то МЕБЕЛЬ, порвав свой НОСОК, когда торопился к ПОДУШКЕ, где лежала его
ПОДРУГА.
ОВОЩ может быть полезным ИНСТРУМЕНТом для студентов КОЛЛЕДЖа. Морковка
может служить ГВОЗДем для вашего ЗАБОРа или БАССЕЙНа. Но КОРОЛевский ТОРГОВЕЦ по
ЛЕСТНИЦЕ переберется через забор и скормит эту морковку КОЗЛУ.
Однажды вечером я имела НАГЛОСТЬ привести на ОБЕД своего УЧИТЕЛЯ. В тот день было
НАВОДНЕНИЕ, и водосточная ТРУБА, конечно же,
ДРЕБЕЗЖАЛА. Однако на ПРИСТАНИ стояло
СУДНО, которое привезло этого АРТИСТа в мой ЗАМОК.
Рис. 8.15. Организация слов в рассказ. Три примера превращения списка из 10 несвязанных слов
в рассказ. Большими буквами выделены слова запоминаемого списка (по: Bower & Clark, 1969).
Здесь вы, наверное, подумаете, что психологи разработали какие-то хитроумные способы
организации списков бессвязных элементов. Но, скажете вы, запоминать приходится не списки
бессвязных элементов, а истории, которые вам рассказывают, лекции, которые вы слушаете, и
прочитанный материал, например данную главу. Ведь это все уже организованный материал, и не
значит ли тогда, что ценность вышеуказанного метода невысока? И да, и нет. Да, эта глава не просто
список несвязанных предложений, но и это главное всегда существует проблема организации
всякого обширного материала, включая и эту главу. Позднее вы, вероятно, сможете вспомнить, что
осмысление материала помогает заучиванию, но при этом вам может и не прийти на ум что-нибудь,
скажем, об акустическом кодировании в кратковременной памяти. Эти две темы не кажутся тесно
связанными, но связь между ними есть: и то и другое касается процессов кодирования. Лучший способ
понять эту связь это обратить внимание на. заголовки и подзаголовки в этой главе, потому что они
отражают организацию в ней материала. Самый эффективный способ изучения держать эту
организацию в голове. Вы можете, например, постараться уяснить часть организации этой главы,
набросав иерархическое дерево вроде показанного на рис. 8.16. Затем эту иерархию можно
использовать, чтобы направлять поиск в памяти каждый раз, когда надо воспроизвести информацию об
этой главе. Однако может оказаться еще более полезным построить свою собственную иерархию главы.
Память выигрывает больше всего, когда организацию выстраивает сам запоминающий.
|