сенсомоторного навыка при отсутствии каких-либо сильновыраженных движений тела. Например, вы
можете представить, что ударяете ракеткой по теннисному мячу, внося мысленные поправки, когда
воображаемый удар кажется неудачным, на самом деле даже не шевельнув рукой. Такая мысленная
тренировка может улучшить выполнение навыка, особенно если она чередуется с реальными
физическими упражнениями (Swets & Bjork, 1990).
Метод ПВЧУК
Одним из наиболее известных методов улучшения памяти является метод ПВЧУК. Он
разработан для улучшения способности студентов к изучению и запоминанию учебного материала
(Thomas & Robinson, 1982). Название этого метода состоит из аббревиатуры названий (в английском
языке эта аббревиатура образует алфавитную последовательность PQRST.
Прим. перев.)
пяти его
этапов: предосмотр, вопросы, чтение, устное воспроизведение и контроль. Этот метод можно
рассмотреть на примере изучения главы из этого учебника.
На первом этапе студенты предварительно просматривают материал главы, чтобы получить
представление о его основных темах и разделах. Предосмотр включает прочтение реферативной части,
приводимой в начале главы, беглое ознакомление с содержанием главы (при этом особое внимание
обращается на заголовки основных разделов и подразделов) и тщательное прочтение резюме в конце
главы. Такого рода предосмотр создает у студентов представление об организации главы и, возможно,
даже зачатки иерархической организации, вроде приведенной выше. Как мы неоднократно отмечали,
организация материала улучшает способность к его воспроизведению.
Вторая, третья и четвертая стадии (вопросы, чтение и устное воспроизведение) применяются к
каждому главному разделу главы по мере перехода к нему. В этой книге, например, глава, как правило,
содержит 5-8 основных разделов, и студентам следует пройти стадии вопросов, чтения и устного
воспроизведения после каждого раздела, прежде чем переходить к следующему. На стадии вопросов
студенты тщательно прочитывают заголовки и подзаголовки и превращают их в вопросы. На стадии
чтения они читают раздел, стараясь найти ответы на эти вопросы. И на стадии устного воспроизведения
они пытаются вспомнить основные идеи раздела, повторяя информацию (про себя или, что
желательнее, вслух). Например, если бы вы прошли эти стадии в данном разделе этой главы, вы
посмотрели бы на заголовки и поставили вопросы: «Насколько можно увеличить объем
кратковременной памяти?» или «В чем именно состоит метод ПВЧУК?». Затем вы прочитали бы этот
раздел и постарались бы отыскать ответы на свои вопросы (например: «Один человек смог увеличить
объем своей кратковременной памяти почти до 80 цифр»). Затем вы постарались бы вспомнить
основные идеи раздела (например: «Можно увеличить размер одной единицы, но не само количество
единиц»). Стадии вопросов и чтения почти наверняка приведут студентов к осмысливанию материала
во время его кодирования; стадия устного воспроизведения побуждает их к тренировке
воспроизведения.
Пятая стадия, или контроль, следует после окончания всей главы. Студенты стараются
вспомнить основные факты из того, что они прочитали, и понять, как различные факты связаны один с
другим. Эта стадия побуждает к осмыслению и служит дальнейшей тренировкой воспроизведения.
Резюмируя, скажем, что метод ПВЧУК основан на трех главных принципах улучшения памяти:
организации материала, осмыслении материала и тренировке воспроизведения. (Более детальное
описание этого метода см. в «Слове к студенту», помещенному перед гл. 1.)
Продуктивная память
В предыдущих главах мы различали процессы, протекающие снизу вверх и сверху вниз;
процессы «снизу вверх» управляются входными сигналами, а процессы «сверху вниз»
предварительным знанием человека и его ожиданиями. В гл. 5 мы отмечали, что восприятие основано
частично на физических характеристиках объекта (процессы «снизу вверх»), а частично на
ожиданиях наблюдателя (процессы «сверху вниз»); в гл. 7 мы отмечали, что научение основано
частично на временных совпадениях событий на входе (процессы «снизу вверх»), а частично на
сложившихся установках научающегося (процессы «сверху вниз»).
Такое разграничение применимо и к памяти. Процессы «снизу вверх» имеют дело только с
входной информацией реальными элементами, которые надо запомнить, а процессы «сверху вниз»
|