таксономии. Очевидно, все люди основывают свои прототипы животных на свойствах, которые можно
легко наблюдать (общая форма тела, такие характерные черты, как окраска, пушистый хвост или
определенный характер движений). Эти свойства являются показателями эволюционной истории
данных видов, на которой и основана научная таксономия (Lopez et al, 1997).
Иерархии понятий
Помимо знания признаков понятий мы знаем также, как понятия связаны одно с другим.
Например, «яблоки» являются представителем (или подмножеством) более общего понятия «фрукты»;
«малиновки» являются подмножеством «птиц», которые, в свою очередь, являются подмножеством
«животных». Эти два типа знания (признаки понятия и связи между понятиями) показаны на рис. 9.4 в
виде иерархии. Такая иерархия позволяет нам заключать, что понятие обладает определенным
признаком, даже когда он непосредственно не связан с этим понятием. Предположим, что свойство
быть сладким не ассоциируется у вас непосредственно с яблоками сорта «Голден». Если вас спросят:
«Сладкие ли яблоки "Голден"?», вы, вероятно, войдете в свою мысленную иерархию через узел «яблоко
"Голден"» (рис. 9.4), проследите путь от «Голдена» к «фруктам», найдете свойство быть сладким,
отложенное в памяти о «фруктах», и ответите: «да». Это означает, что время установления связи между
понятием и признаком должно возрастать с взаимной удаленностью их в этой иерархии. Это
предположение подтвердилось в экспериментах, где испытуемым задавали такие вопросы, как: «Яблоко
сладкое?» и «Сладкие ли яблоки "Голден"?». Вопрос о яблоках «Голден» отнимал у испытуемых
больше времени, чем вопрос о яблоке, поскольку в этой иерархии расстояние между «яблоками
"Голден"» и «сладким» было больше, чем расстояние между «яблоком» и «сладким» (Collins & Loftus,
1975).
Рис. 9.4. Иерархия понятий. Слова, написанные большими буквами, представляют понятия;
слова, написанные маленькими буквами, обозначают признаки этих понятий. Линии показывают связи
между этими понятиями.
Как видно из иерархии на рис. 9.4, объект можно определить на нескольких уровнях. Один и тот
же объект является одновременно «яблоком "Голден"», «яблоком» и «фруктом». Однако во всякой
иерархии один уровень является «базовым» или предпочтительным для категоризации; это уровень, на
котором мы сначала относим объект к категории. В иерархии на рис. 9.4 базовым будет уровень,
содержащий узлы «яблоко» и «груша». Это подтверждено в исследованиях, где людей просили
называть объекты первым словом, которое придет на ум. Люди с большей вероятностью называли
«яблоко "Голден"» «яблоком», чем «Голденом» или «фруктом». Так что сначала мы делим мир на
понятия базового уровня (Mervis & Rosch, 1981). Чем определяется, какой уровень является базовым?
Ответ состоит в том, что базовый уровень тот, на котором находятся наиболее отличительные
признаки. На рис. 9.4 у понятия «яблоко» несколько отличительных признаков их не имеют другие
фрукты (например, «красный» и «круглый» не являются свойствами груши). Напротив, у понятия
«яблоко "Голден"» меньше отличительных признаков; большинство его признаков общие, например, с
«яблоками "Макинтош"» (рис. 9.4). А у понятия «фрукты», находящегося на высшем уровне рис. 9.4,
меньше признаков любого типа. Таким образом, мы делим мир на категории прежде всего на том
уровне, который оказывается наиболее информативным (Murphy & Brownell, 1985).
Различные процессы категоризации
|