формировали образ знакомого животного, скажем кота. Затем их просили решить, есть ли у
воображаемого ими животного определенное свойство. Испытуемые быстрее принимали решение, если
свойство было крупным, таким как голова, чем когда оно было мелким, таким как когти. В другом
исследовании испытуемых просили вообразить животное различной относительной величины
маленькое, среднее или большое. Затем их просили решить, есть ли у него определенное свойство. В
случае больших образов испытуемые принимали решение быстрее, чем в случае меньших. Итак, и в
образах, и в восприятии чем больше образ, тем легче рассмотреть детали объекта (Kosslyn, 1980).
Зрительное творчество
Существует бесчисленное количество историй об ученых и художниках, создавших свои самые
выдающиеся работы посредством визуального мышления (Shepard & Cooper, 1982). Хотя эти истории и
не являются строгим свидетельством, они один из лучших имеющихся показателей силы
визуального мышления. Удивительно, что визуальное мышление весьма эффективно работает в таких
абстрактных областях, как математика и физика. Альберт Эйнштейн, например, говорил, что он редко
думает словами и разрабатывает свои идеи в виде «более или менее четких образов, которые можно
"произвольно" воспроизводить и комбинировать». Так, Эйнштейн говорил, что идея теории
относительности возникла у него первоначально, когда он думал о том, что «видел», представляя себе,
как он догоняет световой луч и равняется с ним.
Пожалуй, наиболее замечательный пример можно привести из химии. Фридрих Кекуле фон
Страдониц пытался определить молекулярную структуру бензола (которая оказалась кольцеобразной).
Однажды ночью ему приснилось, что корчащаяся змееподобная фигура неожиданно свернулась в
замкнутую петлю, кусая собственный хвост. Строение этой змеи и оказалось структурой бензола. Образ
во сне оказался решением важнейшей научной проблемы.
Мышление в действии: решение задач
Для многих людей решение задач олицетворяет само мышление. При решении задач мы
стремимся к цели, не имея готового средства для ее достижения. Мы должны разбить цель на подцели
и, возможно, поделить эти подцели далее, на еще меньшие подцели, пока не дойдем до уровня, на
котором мы располагаем необходимыми средствами (Anderson, 1990).
Эти моменты можно проиллюстрировать на примере простой задачи. Предположим, вам надо
разгадать незнакомую комбинацию цифрового замка. Вы знаете только то, что в этой комбинации 4
цифры и что, как только вы набираете верную цифру, вы слышите щелчок. Общая цель найти
комбинацию. Вместо того чтобы пробовать 4 цифры в случайном порядке, большинство людей
разделяют общую цель на 4 подцели, каждая из которых соответствует нахождению одной из четырех
цифр комбинации. Первая подцель найти первую цифру, и у вас есть способ ее достижения, а
именно: поворачивать замок медленно, пока не услышите щелчок. Вторая подцель найти вторую
цифру, и для этого можно использовать ту же процедуру, и так далее со всеми остающимися
подцелями.
Стратегии разделения цели на подцели это главный вопрос в изучении решения задач. Другой
вопрос в том, как люди мысленно представляют себе задачу, поскольку от этого тоже зависит легкость
решения задачи. Оба этих вопроса рассматриваются ниже.
Стратегии решения задач
Многое из того, что мы знаем о стратегиях подразделения целей, восходит к исследованиям
Ньюэлла и Саймона (см. напр.: Newell & Simon,
1972). Как правило, эти исследователи просили
испытуемых думать вслух в процессе решения трудной задачи; они анализировали вербальные реакции
испытуемых на ключевую для данной стратегии информацию. Ими был выявлен ряд стратегий общего
назначения.
Одна стратегия состоит в сокращении разрыва между текущим состоянием проблемкой ситуации
и целевым ее состоянием, в котором достигается решение. Рассмотрим снова задачу с комбинацией
цифрового замка. Вначале наше текущее состояние не содержит знания ни об одной из цифр, а целевое
состояние включает знание всех цифр. Следовательно, мы устанавливаем подцель, уменьшая разрыв
|