решить, видимо, потому, что они представляли себе коробку как емкость, а не как подставку. Другой
группе испытуемых задали ту же задачу, но вынули содержимое из коробки. Эти испытуемые успешнее
решали задачу, видимо потому, что они с меньшей вероятностью включали в свою репрезентацию
функцию коробки как емкости и с большей вероятностью учитывали ее функцию как подставки.
Решение задачи со свечой.
Исследования, подобные этому и другим, рассмотренным в данном разделе, позволяют понять,
почему многие эксперты считают, что хорошая репрезентация задачи это половина успеха на пути к
ее решению. (Этапы решения этой задачи представлены в табл. 9.2.)
Таблица 9.2. Этапы решения задачи
1. Представить проблему как высказывание или в визуальной форме.
2. Определить цель.
3. Разбить цель на подцели.
4. Выбрать стратегию решения задачи и использовать ее для решения каждой из подцелей.
Эксперты и новички
В той или иной предметной области (например, физике, географии или шахматах) эксперты
решают задачи качественно иным способом, чем новички. Это объясняется различиями в используемых
ими репрезентациях и стратегиях. В памяти экспертов может храниться больше конкретных
репрезентаций, которые они могут использовать для решения задачи. Мастер по шахматам, например,
может посмотреть 5 секунд на сложную комбинацию на доске, включающую 20 фигур, и в точности ее
воспроизвести; новичок в той же ситуации ограничен обычными 7 ± 2 элементами (см. гл. 8). Такой
трюк с памятью удается экспертам потому, что с годами практики они разработали репрезентации
многих возможных позиций на доске; эти репрезентации позволяют им закодировать сложную позицию
всего в нескольких единицах. Кроме того, предположительно именно эти репрезентации лежат в основе
их превосходства в шахматной игре. Мастер может хранить целых 50
000 конфигураций и знать, что
делать в каждой из них. Итак, мастера шахмат могут, по сути, «видеть» возможные ходы; им не надо их
выдумывать, как поступают новички (Chase & Simon, 1973; Simon & Gilmartin, 1973).
Даже встречаясь с новой задачей, эксперт представляет ее иначе, чем новичок. Этот момент
хорошо проиллюстрирован в исследованиях решения задач в физике. Эксперт (скажем, профессор
физики) представляет задачу на языке физических принципов, нужных для ее решения, например: «эта
задача относится к типу: всякое действие вызывает равное и противоположно направленное
противодействие». Новичок (скажем, студент-физик первого курса), напротив, представляет ту же
самую проблему на языке поверхностных свойств, например: «это задача из рода задач с наклонной
плоскостью» (Chi, Glaser & Rees, 1982).
Эксперты и новички различаются также используемыми стратегиями. В исследованиях решения
физических задач эксперты в общем стараются сформулировать план подхода к задаче, прежде чем
выводить уравнения, тогда как новички, как правило, начинают писать уравнения, не имея в голове
общего плана (Larkin et al., 1980). Еще одно различие состоит в том, что новички работают в
противоположном направлении (стратегия движения от цели). Это различие в направлении
рассуждения также было выявлено в исследованиях решения задач врачами. Большинство экспертов-
врачей рассуждают в прямом направлении от симптома к возможному заболеванию, тогда как менее
|