Navigation bar
  Print document Start Previous page
 340 of 700 
Next page End  

ложным, если верны его посылки. Оценивая дедуктивное доказательство, мы иногда пытаемся показать
при помощи логических правил, что вывод следует из посылок. В других случаях, однако, мы
пользуемся эвристикой («правилом большого пальца»), которая учитывает содержание высказываний, а
не их логическую форму.
10. Некоторые доказательства обладают индуктивной силой: невероятно, что вывод ложен, если
посылки верны. Совершая и оценивая такие доказательства, мы часто игнорируем некоторые принципы
теории вероятностей и вместо этого полагаемся на эвристику, которая сосредоточена на сходстве или
причинности. Например, мы можем оценить вероятность того, что человек принадлежит к некоторой
категории, исходя из его сходства с прототипом этой категории. Или мы можем оценивать вероятность
того, что некоторый представитель категории обладает определенным свойством, исходя из сходства
этого представителя с другими, о которых известно, что они обладают этим свойством.
11. Не все мысли выражаются в высказываниях; некоторые проявляются в зрительных образах.
Такие образы содержат зрительные детали, имеющиеся при восприятии. Образы сходны с восприятием,
поскольку они опосредуются теми же мозговыми структурами. Так, повреждение мозга, приводящее к
определенным нарушениям восприятия — зрительному игнорированию, вызывает аналогичные
нарушения и в сфере образов. Далее, эксперименты с использованием методов сканирования мозга
показывают, что в задачах на образы и задачах на восприятие участвуют одни и те же определенные
участки мозга. Кроме того, выполняемые над образами мысленные операции (такие как сканирование и
вращение) подобны операциям, выполняемым при восприятии.
12. Решение задач требует разложения цели на подцели, которые легче реализовать. К
стратегиям такого разложения относятся: сокращение разрыва между текущим состоянием и целевым
состоянием, анализ средства и результата (приводящий к устранению наиболее важных различий между
текущим и целевым состоянием) и обратное движение от цели. Некоторые задачи легче решить,
представляя их в виде высказываний, а для некоторых лучшим будет их зрительное представление.
13. Решение задач экспертами отличается от решения задач новичками в четырех основных
отношениях: у первых есть больше репрезентаций, которые они могут использовать для решения
задачи; новые задачи они представляют на языке принципов их решения, а не в виде поверхностных
признаков; перед началом действий они формируют план и в своих рассуждениях они движутся в
прямом направлении к цели, а не в обратном. Полезный метод изучения решения задач —
компьютерное моделирование, при котором ученые пытаются создать компьютерную программу,
которая решала бы задачи тем же путем, что и человек. Этот метод требует точного описания знаний,
необходимых для решения задачи.
Ключевые термины
порождение (речи)
понимание (речи)
фонема
слово
морфема
синтаксис
распространение (чрезмерное)
пропозициональное мышление
моторное мышление
пропозиция
концепт
категоризация
ядро
абстракция
аргумент
дедуктивная валидность
сила индукции
эвристика
Вопросы для размышления
Hosted by uCoz