Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 700 
Next page End  

корреляцию между изменениями показателей данного теста и изменением другой переменной.
Например, можно установить корреляцию между показателями группы студентов в тесте на
математические способности и их оценками по математике при дальнейшем обучении в колледже; если
корреляция значительная, то на основе результатов этого теста можно решить, кого из нового набора
студентов можно перевести в группу с повышенными требованиями.
Тестирование важный инструмент психологических исследований. Оно позволяет
психологам получать большое количество данных о людях с минимальным отрывом их от
повседневных дел и без применения сложного лабораторного оборудования. Построение тестов
включает множество этапов, которые мы подробно рассмотрим в последующих главах.
Корреляция и причинно-следственные связи. Между экспериментальными и
корреляционными исследованиями есть важное различие. Как правило, в экспериментальном
исследовании систематически манипулируют одной переменной (независимой) с целью определить ее
причинное воздействие на некоторые другие переменные (зависимые). Такие причинно-следственные
связи нельзя вывести из корреляционных исследований. Ошибочное понимание корреляции как
причинно-следственного отношения можно проиллюстрировать на следующих примерах. Может
существовать корреляция между мягкостью асфальта на улицах города и количеством солнечных
ударов, случившихся за день, но отсюда не следует, что размягченный асфальт выделяет какой-то яд,
приводящий людей на больничную койку. На самом деле изменение обеих этих переменных —
мягкости асфальта и числа солнечных ударов — вызывается третьим фактором — солнечным теплом.
Еще один простой пример — высокая положительная корреляция между большим количеством аистов,
гнездящихся во французских деревнях, и высокой рождаемостью, зарегистрированной там же.
Предоставим изобретательным читателям самим догадываться о возможных причинах такой
корреляции, не прибегая к постулированию причинно-следственной связи между аистами и
младенцами. Эти примеры служат достаточным предостережением от понимания корреляции как
причинно-следственного отношения. Если между двумя переменными есть корреляция, изменение
одной может вызывать изменения другой, но без специальных экспериментов такой вывод будет
неоправданным.
Метод наблюдений
Непосредственное наблюдение. На раннем этапе исследования лабораторные эксперименты и
корреляционный метод могут оказаться преждевременными и большего можно достичь, наблюдая за
естественным ходом интересующего вас явления. Внимательное наблюдение за поведением человека и
животных служит отправной точкой для очень многих психологических исследований. Например,
наблюдая за приматами в их естественной среде, можно многое узнать об их стадной организации, и
позднее это поможет в лабораторном их изучении (рис. 1.7). Видеозапись новорожденного позволяет
детально рассмотреть паттерны его движений, совершаемых вскоре после рождения, и определить, на
какие стимулы он реагирует. Исследователей следует специально подготовить к проведению
наблюдений за естественно протекающим поведением, с тем чтобы они точно записывали наблюдаемое
и избегали проекции собственных предрасположенностей на содержание своих отчетов.
Рис. 1.7. Наблюдение за бабуинами в их естественной среде обитания. Часто о социальном
поведении можно узнать больше из полевых исследований, чем из лабораторных. Профессор Ширли
Страм наблюдала за одним и тем же племенем бабуинов в Кении более 20 лет; она отличала
отдельных животных и ежедневно регистрировала их поведение и социальные взаимодействия. Ее
данные содержали уникальную информацию об умственных способностях бабуинов и о роли дружбы в
их социальной системе.
Для наблюдений может потребоваться лаборатория, если изучаемая проблема частично носит
биологический характер. Например, Мастерс и Джонсон (Masters & Johnson, 1966) в своем
классическом исследовании психологии человеческой сексуальности разработали методику,
позволяющую непосредственно наблюдать сексуальные реакции в лаборатории. Их данные включали:
а) наблюдения за поведением, б) записи физиологических изменений и с) ответы испытуемых на
вопросы о своих ощущениях до, во время и после сексуальной стимуляции.
<Рис. Исследователь, проводящий опрос, задает участникам, в данном случае семейной паре,
вопросы, касающиеся их установок и форм поведения. Для того чтобы результаты исследования
Hosted by uCoz