Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 700 
Next page End  

доставляют беспокойство другим. При каких условиях для исследователя будет этически оправданным
делать то же самое с испытуемым с целью выполнения исследовательского проекта? Это именно те
вопросы, которые наблюдательный совет должен рассматривать в каждом отдельном случае.
Второй принцип этического обращения с испытуемыми-людьми требует их информированного
согласия. Испытуемые должны участвовать в исследовании добровольно и должны иметь право
отказаться от него в любой момент по своему желанию и без всяких штрафов. Их также обязаны
предупреждать заранее обо всех особенностях исследования, которые предположительно могут
повлиять на их желание сотрудничать.
Как и принцип минимального риска, требование информированного согласия не всегда легко
реализовать. В частности, это требование иногда противоречит другому общепринятому требованию к
проведению исследования: чтобы испытуемый не знал, какие гипотезы в этом исследовании
проверяются. Если планируется сравнить заучивание одними испытуемыми знакомых слов, а другими
— незнакомых слов, то никаких этических проблем не возникнет, если просто сказать испытуемым
заранее, что они будут заучивать списки слов: им не нужно знать, чем отличаются слова у различных
испытуемых. Не будет серьезных этических проблем, даже если испытуемым устраивать внезапную
проверку на знание слов, тестирования которых они не ожидали. Но что, если исследователю надо
сравнить заучивание слов испытуемыми, настроенными нейтрально, с заучиванием слов испытуемыми,
пребывающими в состоянии гнева или замешательства? Ясно, что это исследование не даст
достоверных выводов, если испытуемым придется сказать заранее, что их будут намеренно злить
(путем грубого обращения) или намеренно приводить в замешательство (заставляя поверить, что они
случайно сломали какой-нибудь прибор).
По этому поводу в инструкциях сказано, что такие исследования проводить можно, но
испытуемых следует вывести из неведения как можно скорее после их участия. При этом следует
объяснить им, почему их надо было держать в неведении или обманывать, и, кроме этого, следует
устранить их остаточный гнев или замешательство, так чтобы их достоинство не пострадало, а оценка
проводимого исследования повысилась. Наблюдательный совет должен быть убежден, что процедура
выведения испытуемых из исследования соответствует этим требованиям.
Третий этический принцип исследований — это право испытуемых на конфиденциальность.
Информацию о человеке, полученную в процессе исследования, следует считать конфиденциальной и
исключить доступ к ней других лиц без его согласия. Обычно с этой целью проводят отделение имен
испытуемых и другой информации, позволяющей их идентифицировать, от полученных данных. В этом
случае идентификация данных ведется по буквенному или цифровому коду. Таким образом, только
экспериментатор имеет доступ к результатам испытуемого.
Примерно в 7-8% всех психологических экспериментов используются животные (в основном
грызуны и птицы), и в очень немногих из них животные подвергаются болезненным или причиняющим
вред процедурам. Тем не менее в последние годы наблюдается повышенный интерес и споры по поводу
использования животных в научных исследованиях, их содержания и обращения с ними; инструкции
как федеральных властей, так и АПА требуют, чтобы все болезненные или наносящие животному вред
процедуры были полностью оправданны тем знанием, которое получается в результате такого
исследования. Есть также специальные правила, регламентирующие условия жизни лабораторных
животных и процедуры ухода за ними.
Помимо конкретных инструкций действует общий этический принцип, говорящий, что
участников психологических исследований следует считать полноценными партнерами таковых.
Большинство исследований, рассмотренных в настоящей книге, проводились до того, как были
выработаны инструкции по этике, и сегодня не были бы разрешены большинством наблюдательных
советов.
Основные разделы психологии
В этой главе мы получили общее представление о природе психологии, рассмотрев ее предмет,
основные подходы и методы исследования. Теперь мы можем расширить наше понимание и выяснить,
какие профессиональные задачи решают представители различных разделов психологии.
Около половины специалистов, имеющих дипломы и ученые степени по психологии, работают в
колледжах и университетах. Помимо преподавания они, как правило, посвящают значительную часть
своего времени исследованиям и консультированию. Часть психологов работает в школах, госпиталях и
Hosted by uCoz