особей, и одним из определяющих факторов здесь является ранний опыт. Опыт может влиять на
конкретные половые реакции. Например, молодые обезьяны во время игры принимают много таких поз,
которые потом понадобятся для совокупления. Борясь со своими сверстниками, маленькие самцы
обезьян делают поясной захват сзади и толкающие движения, являющиеся частью взрослого полового
поведения. Маленькие самки обезьян отступают при угрозе со стороны маленького самца и занимают
устойчивую позу, сходную с позицией удержания веса самца во время совокупления. Эти дополовые
реакции появляются уже в возрасте 60 дней; они учащаются и совершенствуются по мере созревания
обезьян. Раннее появление таких реакций говорит о том, что они являются врожденными реакциями на
определенные стимулы, а их изменение и совершенствование в процессе опыта указывает на роль
научения в развитии взрослых схем полового поведения.
Опыт влияет также на межиндивидуальные аспекты половых отношений. Обезьяны,
выращенные в частичной изоляции (в раздельных проволочных клетках, где они могли видеть друг
друга, но не контактировать), после созревания обычно не могут совокупляться. Самцы таких обезьян
способны к механическим сексуальным действиям: они мастурбируют до эякуляции примерно так же
часто, как и обычные обезьяны. Когда они встречаются с сексуально приемлемой самкой, они не знают,
как занять правильную позу для совокупления. Они возбуждены, но бесцельно ощупывают самку или
самих себя. Их проблема заключена не в отсутствии нужных реакций. У рано изолированных обезьян
существуют социальные трудности и проблемы аффективного характера: даже в ситуациях, не
связанных с половым общением, они не могут взаимодействовать с другими обезьянами и начинают
либо выражать страх и убегают, либо проявляют крайнюю агрессию. Очевидно, нормальное
гетеросексуальное поведение у приматов зависит не только от гормонов и развития конкретных
половых реакций, но также и от эмоциональных уз, связывающих двух представителей
противоположного пола. Такого рода отношения формируются в процессе более ранних
взаимодействий с матерью и сверстниками, когда молодая обезьяна научается доверять, подставлять
деликатные части тела без страха получить повреждение, с удовольствием вступать в физический
контакт с другими и мотивирована к поиску компании других (Harlow, 1971).
<Рис. Половые игры снежных обезьян. Нормальное гетеросексуальное поведение у приматов
зависит не только от гормонов и развития специфических сексуальных реакций, но также от
эмоциональной привязанности к особи противоположного пола.>
Хотя следует с осторожностью переносить данные, полученные на обезьянах, на сексуальное
развитие человека, клинические наблюдения за человеческими младенцами указывают на
существование определенных параллелей. Первые чувства доверия и привязанности развиваются у
младенцев в процессе теплых и любящих отношений с матерью или основным опекуном (см. гл. 3). Это
базовое доверие служит предпосылкой удовлетворяющих отношений со сверстниками. И отношения
привязанности к другим молодым обоего пола закладывают основы интимности, необходимой для
сексуальных отношений во взрослом возрасте.
Культурные влияния. Культура еще одна важная внешняя детерминанта, влияющая на
выражение сексуального желания. В отличие от других приматов, сексуальное поведение человека в
значительной степени определяется культурой. Каждое общество так или иначе ограничивает половое
поведение. Например, в большинстве культур запрещен инцест (сексуальные отношения между
близкими родственниками). Другие аспекты полового поведения (такие как половая активность детей,
гомосексуализм, мастурбация и добрачный секс) разными обществами разрешены в разной степени. В
культурах, где нет письменности, приемлемые виды сексуальной деятельности широко варьируются. В
некоторых очень либеральных обществах поощряется аутоэротизм и сексуальные игры детей обоего
пола, причем детям разрешено также наблюдать за сексуальной деятельностью взрослых. В
африканском племени чьюа, например, считается, что если детям не позволять самим упражняться в
сексе, они позднее не смогут производить потомство. В племени самби (Новая Гвинея) официально
разрешены бисексуальные отношения: от пубертатного периода до брака мальчики живут с другими
мальчиками и мужчинами и участвуют в гомосексуальных актах (Herdt, 1984).
В других обществах, наоборот, существуют сильные ограничения на сексуальное поведение до
подросткового возраста и стремление охранить детей от знаний о сексе. В племени куна из Южной
Америки считается, что дети должны быть в полном неведении относительно секса, пока они не вступят
в брак; здесь детям не дозволяется даже наблюдать за рождением животных.
Хотя наиболее очевидный путь изучения культурных различий это исследование обычаев
разных стран, можно понаблюдать и за культурными изменениями, происходящими в одной стране.
Такие изменения происходили, например, в Соединенных Штатах и других западных странах с 40-х по
|