темперамент и черты личности ребенка. Как документально показывается в главе 12 («Индивидуальные
различия»), примерно половину вариаций большинства черт личности у разных людей можно отнести
на счет генетических различий. Другими словами, есть надежные подтверждения тому, что
большинство личностных качеств имеют сильную генетическую или наследуемую составляющую; к
ним относятся такие особенности детского темперамента, как эмоциональность, общительность и
уровень активности (Buss & Plomin, 1984, 1975).
Подобные особенности темперамента предрасполагают ребенка к получению большего
удовольствия от некоторых видов деятельности: одному ребенку будут нравиться игры без правил или
спортивные соревнования командами; другому спокойное общение, игра в камешки или «классики».
Некоторые из этих игр более типичны для мальчиков, некоторые для девочек. Таким образом, в
зависимости от пола ребенка он будет более предрасположен к половой совместимости или
несовместимости. Как показано в табл. 10.2, дети склонны также заводить друзей, разделяющих их
игровые предпочтения; например, ребенок (мальчик или девочка), остерегающийся спортивных
соревнований командами, будет избегать играть с мальчиками и предпочтет в товарищи по игре
девочек. Соответственно, дети с половой совместимостью будут чувствовать себя ближе и комфортнее
с детьми своего пола; дети с половой несовместимостью своему полу будут чувствовать себя ближе и
комфортнее с детьми противоположного пола.
<Рис. Согласно теории Бема, «экзотическое становится эротическим»: ребенок, не
вписывающийся в гендерную схему, будет чувствовать себя наиболее адекватно и наиболее
комфортно с детьми противоположного пола.>
Согласно рассматриваемой теории, неодинаковость и дискомфорт вызывают общую (неполовую)
возбудимость. У ребенка женского типа такая возбудимость может ощущаться как слабый страх или
опасение в присутствии мальчиков; у ребенка мужского типа она может ощущаться как антипатия или
презрение к присутствию девочек («девчонки противные»). Ярчайший случай это мальчик-
«неженка», которого другие мальчики задирают и изводят за его половую несовместимость и который в
силу этого переживает в их присутствии сильное возбуждение из-за страха или подавленного гнева.
Девочка-«сорванец», которую остерегаются ее сверстницы, может ощущать сходное эмоционально
окрашенное возбуждение. Однако наиболее распространенный случай это ребенок, который просто
переживает слабую возбудимость в присутствии непохожих на него сверстников.
Наконец, в этой теории говорится о том, что общая возбудимость в последующие годы
трансформируется в эротическое возбуждение или в сексуальное влечение после того, как
первопричина этого возбуждения ослабевает или исчезает. Подтверждение в пользу этого последнего
этапа всего процесса получено частично в лабораторных исследованиях, в которых испытуемые
мужчины физиологически возбуждались одним из нескольких несексуальных способов (например,
совершая бег на месте, просматривая видеозапись комедийного сериала или охоты на гризли). Когда
затем этим мужчинам показывали видеозапись привлекательной женщины, они находили ее более
привлекательной и выражали больший интерес к тому, чтобы пригласить ее на свидание или
поцеловать, чем те мужчины, которые не были физиологически возбуждены. Кроме того, не имело
значения, что именно вызвало первоначальное возбуждение. Этот общий результат был повторен в ряде
исследований (Allen et al., 1989; White & Kight, 1984; Dutton & Aron, 1974; White, Fishbein & Rutstein,
1981). Короче, общая физиологическая возбудимость может в последующем переживаться и
интерпретироваться как сексуальное возбуждение или действительно в него превращаться.
И напротив, теория подразумевает, что когда дети взаимодействуют со сверстниками, с
которыми они чувствуют себя вполне комфортно, возбуждения не возникает (или, возможно, оно
угасает). Так, дети с половой совместимостью заводят себе комфортную, но неэротическую дружбу с
людьми одного с ними пола, а дети с половой несовместимостью заводят комфортную, но
неэротическую дружбу с людьми противоположного пола. Только экзотическое становится
эротическим. Косвенно это подтверждается наблюдением, что мальчики и девочки, выращенные
коллективно в общинах (кибуцах) в Израиле, редко вступают в брак между собой, поскольку слишком
ощущают себя братьями и сестрами (Shepher, 1971).
Этот же процесс объясняет, почему практически все мужчины племени самби оказываются во
взрослой жизни гетеросексуальными, несмотря на то что все отрочество проводят в гомосексуальных
занятиях. Хотя большинству мальчиков из самби нравятся их гомосексуальные занятия, контекст
тесного мужского круга, в котором все это происходит, не вызывает сильно заряженных
гомоэротических или романтических ощущений; при этом мальчиков учат, что женщины низки и
опасны и это усиливает их эротическое влечение к женщинам. В общем, эта теория провозглашает,
|