F: Эротическое влечение к лицам противоположного/своего пола.
(A->B->C->D->E->F)
А>B Во-первых, теория ЭСЭ предполагает, что генетические, гормональные и, возможно,
другие биологические факторы непосредственно влияют не на взрослую сексуальную ориентацию, а на
особенности темперамента и черты личности ребенка. Многие личностные качества имеют сильные
генетические или наследственные корни, включая такие особенности темперамента детей, как уровень
активности и агрессивность.
B>C Указанные особенности темперамента предопределяют, что ребенок будет испытывать
удовольствие от некоторых действий больше, чем от других: более агрессивный или активный ребенок
будет наслаждаться дракой (типичные для мальчиков действия); другой предпочтет более спокойные
формы социализации (действия, характерные для девочек). Таким образом, ребенок будет генетически
предрасположен к поведению, которое в зависимости от его/ее пола окажется гендерно
соответствующим или несоответствующим. Как показано в табл. 10.2, дети склонны иметь таких
друзей, которым нравятся одинаковые с ними виды деятельности; например, ребенок (мальчик или
девочка), избегающий спортивных состязаний, будет уклоняться от игр с мальчиками и более
расположен к выбору девочек в качестве партнеров по играм.
C>D Соответственно, дети, поведение которых соответствует их гендеру, будут чувствовать
себя сильно отличающимися от детей противоположного пола; дети с гендерно-несоответствующим
поведением будут чувствовать себя сильно отличающимися от детей своего пола, то есть считать их
более «экзотическими», чем детей противоположного.
D>E Чувство собственного отличия от других вызывает возбуждение. Для типичного мальчика
это может ощущаться как антипатия или презрение к девочкам («девчонки глупые»); для типичной
девочки как робость или опасение в присутствии мальчиков. Большинство детей, однако, не будут
осознавать свое возбуждение.
E>F Это возбуждение в более поздние годы трансформируется в сексуальное возбуждение или
эротическое влечение: экзотическое становится эротическим. Частично в пользу существования этого
шага свидетельствуют результаты исследований, в ходе которых гетеросексуальные мужчины, будучи
физиологически (но не сексуально) возбуждены, ощущали большее влечение к женщинам, чем те,
которых не возбудили. Другими словами, общее физиологическое возбуждение может впоследствии
переживаться и интерпретироваться как сексуальное возбуждение или фактически быть преобразовано
в него.
Доказательство положения этой теории, согласно которому несоответствие своему полу в
детстве стоит в ряду между биологическими переменными и сексуальной ориентацией, фактически
получено в тех же исследованиях, которые доктор Бейли цитирует как подтверждающие связь
физиологии и гомо/гетеросексуальности. Например, в упомянутом им исследовании близнецов было
обнаружено, что с точки зрения несоответствия своему полу в детстве пары однояйцевых близнецов
более похожи, чем пары разнояйцевых. Точно так же в ходе изучения ДНК сделан вывод, что пары
братьев с гомосексуальной ориентацией, которые имеют одну и ту же часть Х-хромосомы, более схожи
по параметру несоответствия своему полу, чем братья с гомосексуальной ориентацией, у которых нет
этой части X-хромосомы. Короче говоря, исследования, подтверждающие связи между биологическими
переменными и взрослой гомосексуальной ориентацией, согласуются с положением теории ЭСЭ, что
биология сначала ведет к гендерно-несоответствующим интересам и предпочтениям в детстве и только
впоследствии к взрослой гомосексуальной ориентации. Тем не менее это еще не доказывает, что
данная теория верна; только дополнительные исследования могут решить этот вопрос.
Наконец, необходимо отметить, что теория ЭСЭ применима к проявлениям как
гомосексуальности, так и гетеросексуальности. Поскольку почти все культуры подчеркивают различия
между мужчинами и женщинами, большинство мальчиков и девочек вырастают, ощущая себя
отличными от представителей противоположного пола, и следовательно, в последующей жизни будут
ощущать сексуальное влечение к ним. Это объясняет, почему гетеросексуальность являлась наиболее
распространенной ориентацией во все времена и во всех культурах.
---
Глава 11. Эмоции
|