Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 700 
Next page End  

повышалась при чтении рассказов со многими «u», но не при чтении рассказов без таких слов. Итак,
выражение лица, нужное для произнесения «u», вело и к повышению температуры мозга, и к
отрицательному чувству, что говорит в поддержку предполагаемой цепочки от выражения лица к
температуре мозга и эмоциональному ощущению (Zajonc, Murphy, & Inglehart, 1989).
Общие реакции на свое эмоциональное состояние
В начале этой главы мы отмечали, что одна из основных составляющих эмоции — это реакция
на пребывание в эмоциональном состоянии. Хотя некоторые реакции на эмоциональное состояние
специфичны для переживаемой эмоции (приближение к кому либо при радости или отдаление при
испуге), есть реакции, общие для всех эмоций. В частности, пребывание в эмоциональном состоянии
способно: а) зарядить энергией или подорвать силы; б) задать направленность нашего внимания и
научения; в) определить, какого рода суждения о мире мы будем выносить.
Внимание и научение: зависимость от настроения
Настроение — это устойчивое эмоциональное состояние. Переживая эмоцию, мы уделяем
больше внимания тем событиям, которые соответствуют нашему настроению. Как следствие, мы о
таких событиях узнаем больше. Один из экспериментов, продемонстрировавших эти явления, состоял
из трех стадий. На первой стадии испытуемых гипнотизировали и вызывали у них либо радостное, либо
грустное настроение (подбирались гипнабельные испытуемые). На второй стадии
загипнотизированному испытуемому читали краткий рассказ о встрече двух мужчин — счастливого и
грустного. В рассказе живо описывались события из жизни этих мужчин и их эмоциональные реакции.
После прочтения рассказа испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, был основным персонажем и с
кем они себя идентифицировали. Испытуемые с вызванным радостным настроением больше
идентифицировали себя со счастливым персонажем и полагали, что в рассказе о нем сообщалось
больше; испытуемые, у которых было вызвано грустное настроение, больше идентифицировали себя с
грустным персонажем и полагали, что большинство высказываний в рассказе были о нем. Эти
результаты показывают, что испытуемые уделяли больше внимания персонажу и событиям, которые
соответствовали их настроению. Подтверждение тому, что о соответствующих их настроению событиях
испытуемые узнавали больше, чем о несоответствующих, получены на третьей стадии эксперимента.
Через день после чтения рассказа испытуемые, теперь уже находясь в нейтральном настроении,
вернулись в лабораторию. Их попросили воспроизвести рассказ. Они смогли вспомнить больше о том
персонаже, с которым они ранее себя идентифицировали: 55% фактов, припомненных ранее
«счастливыми» испытуемыми, касались счастливого персонажа; 80% фактов, припомненных ранее
«грустными» испытуемыми, касались грустного персонажа (Bower, 1981).
Как же именно соответствие между настроением и новым материалом влияет на усвоение этого
материала? Мы знаем, что новый материал запоминается лучше, если его связать с информацией, уже
имеющейся в памяти. Настроение человека во время заучивания может повышать доступность
воспоминаний, подходящих под это настроение, и такие воспоминания легче связать с новым
материалом, также соответствующим этому настроению. Предположим, вы слышите рассказ об
ученике, которого выгнали из школы. Если вы слушаете этот рассказ в плохом настроении, некоторые
ваши воспоминания о своих неудачах (в частности, учебных) могут стать доступнее и тогда их легко
будет связать с похожей новой информацией о ком-то, кого выгнали из школы. Напротив, если вы
слушаете этот рассказ в хорошем настроении, наиболее доступные при этом воспоминания могут
слишком отличаться от информации о школьной неудаче, чтобы способствовать связыванию старых
воспоминаний с новым фактом. Таким образом, от настроения зависит, какие воспоминания наиболее
доступны, а последние определяют, что нам легче всего запомнить в данный момент (Isen, 1985; Bower,
1981).
Влияние настроения на оценку и суждения
Эмоциональное настроение влияет на оценку нами других людей. В повседневной жизни есть
масса тому примеров. Например, когда мы в хорошем настроении, привычка приятеля постоянно
смотреться в зеркало может выглядеть просто странной; в плохом настроении мы можем подумать,
Hosted by uCoz