повышалась при чтении рассказов со многими «u», но не при чтении рассказов без таких слов. Итак,
выражение лица, нужное для произнесения «u», вело и к повышению температуры мозга, и к
отрицательному чувству, что говорит в поддержку предполагаемой цепочки от выражения лица к
температуре мозга и эмоциональному ощущению (Zajonc, Murphy, & Inglehart, 1989).
Общие реакции на свое эмоциональное состояние
В начале этой главы мы отмечали, что одна из основных составляющих эмоции это реакция
на пребывание в эмоциональном состоянии. Хотя некоторые реакции на эмоциональное состояние
специфичны для переживаемой эмоции (приближение к кому либо при радости или отдаление при
испуге), есть реакции, общие для всех эмоций. В частности, пребывание в эмоциональном состоянии
способно: а) зарядить энергией или подорвать силы; б) задать направленность нашего внимания и
научения; в) определить, какого рода суждения о мире мы будем выносить.
Внимание и научение: зависимость от настроения
Настроение это устойчивое эмоциональное состояние. Переживая эмоцию, мы уделяем
больше внимания тем событиям, которые соответствуют нашему настроению. Как следствие, мы о
таких событиях узнаем больше. Один из экспериментов, продемонстрировавших эти явления, состоял
из трех стадий. На первой стадии испытуемых гипнотизировали и вызывали у них либо радостное, либо
грустное настроение (подбирались гипнабельные испытуемые). На второй стадии
загипнотизированному испытуемому читали краткий рассказ о встрече двух мужчин счастливого и
грустного. В рассказе живо описывались события из жизни этих мужчин и их эмоциональные реакции.
После прочтения рассказа испытуемых спрашивали, кто, по их мнению, был основным персонажем и с
кем они себя идентифицировали. Испытуемые с вызванным радостным настроением больше
идентифицировали себя со счастливым персонажем и полагали, что в рассказе о нем сообщалось
больше; испытуемые, у которых было вызвано грустное настроение, больше идентифицировали себя с
грустным персонажем и полагали, что большинство высказываний в рассказе были о нем. Эти
результаты показывают, что испытуемые уделяли больше внимания персонажу и событиям, которые
соответствовали их настроению. Подтверждение тому, что о соответствующих их настроению событиях
испытуемые узнавали больше, чем о несоответствующих, получены на третьей стадии эксперимента.
Через день после чтения рассказа испытуемые, теперь уже находясь в нейтральном настроении,
вернулись в лабораторию. Их попросили воспроизвести рассказ. Они смогли вспомнить больше о том
персонаже, с которым они ранее себя идентифицировали: 55% фактов, припомненных ранее
«счастливыми» испытуемыми, касались счастливого персонажа; 80% фактов, припомненных ранее
«грустными» испытуемыми, касались грустного персонажа (Bower, 1981).
Как же именно соответствие между настроением и новым материалом влияет на усвоение этого
материала? Мы знаем, что новый материал запоминается лучше, если его связать с информацией, уже
имеющейся в памяти. Настроение человека во время заучивания может повышать доступность
воспоминаний, подходящих под это настроение, и такие воспоминания легче связать с новым
материалом, также соответствующим этому настроению. Предположим, вы слышите рассказ об
ученике, которого выгнали из школы. Если вы слушаете этот рассказ в плохом настроении, некоторые
ваши воспоминания о своих неудачах (в частности, учебных) могут стать доступнее и тогда их легко
будет связать с похожей новой информацией о ком-то, кого выгнали из школы. Напротив, если вы
слушаете этот рассказ в хорошем настроении, наиболее доступные при этом воспоминания могут
слишком отличаться от информации о школьной неудаче, чтобы способствовать связыванию старых
воспоминаний с новым фактом. Таким образом, от настроения зависит, какие воспоминания наиболее
доступны, а последние определяют, что нам легче всего запомнить в данный момент (Isen, 1985; Bower,
1981).
Влияние настроения на оценку и суждения
Эмоциональное настроение влияет на оценку нами других людей. В повседневной жизни есть
масса тому примеров. Например, когда мы в хорошем настроении, привычка приятеля постоянно
смотреться в зеркало может выглядеть просто странной; в плохом настроении мы можем подумать,
|