дремавшую. Аналогично, если в ту же часть мозга крыс, которая заставляет их спонтанно убивать
попавшуюся на глаза мышь, впрыснуть нейрохимический блокатор, они временно становятся мирными
(Smith, King & Hoebel, 1970). Таким образом, в этих случаях агрессия обретает свойства органической
потребности, поскольку направляется врожденными реакциями.
У высших животных такие инстинктивные схемы агрессии контролирует кора мозга,
следовательно, на них больше влияет опыт. Живущие группами обезьяны устанавливают иерархию
доминирования: один-два самца становятся лидерами, а другие занимают разные подчиненные уровни.
Когда гипоталамус доминирующей обезьяны электрически стимулируют, она нападает на подчиненных
самцов, но не самок. Когда таким же образом стимулируют обезьяну низкого ранга, она съеживается и
ведет себя покорно (рис. 11.5). Таким образом, агрессивное поведение у обезьян не вызывается
автоматически стимуляцией гипоталамуса, оно зависит также от ее окружения и прошлого опыта.
Аналогично у людей. Хотя мы и оснащены нервными механизмами агрессии, их активация обычно
находится под контролем коры (кроме случаев повреждения мозга). Действительно, у большинства
индивидов частота проявления агрессивного поведения, формы, которое оно принимает, и ситуации, в
которых оно проявляется, определяются в основном опытом и социальным влиянием.
Рис. 11.5. Стимуляция мозга и агрессия. С помощью радиоуправления умеренный
электрический ток подается на электроды, имплантированные в гипоталамус обезьяны. Реакция
животного (нападение или побег) зависит от его положения в иерархии доминирования в данной
колонии.
Биологические основы агрессии у человека. Один из биологических факторов, который,
возможно, связан с агрессией у мужчин, это уровень тестостерона. Как вы помните из главы 10,
тестостерон мужской половой гормон, отвечающий за многие мужские характеристики организма; у
обезьян он связан с агрессией. Недавние исследования показывают, что у человека более высокий
уровень тестостерона приводит к более сильной агрессивности. В одном крупномасштабном
исследовании участвовали более 4400 мужчин-ветеранов США. Им давали разные психологические
тесты, часть из которых провоцировала агрессивность; у них также брали кровь на анализ, чтобы
определить уровень тестостерона. У мужчин с большим уровнем тестостерона случаи агрессивного
поведения с их стороны были более вероятны. Поскольку агрессивность мужчин иногда ведет к
антисоциальному поведению, можно было бы ожидать, что в американской жизни высокий уровень
тестостерона будет помехой успеху. Действительно, мужчины с очень высоким уровнем тестостерона
чаще обладали низким социальным статусом, чем высоким (Dabbs & Morris, 1990).
Эти данные в какой-то степени подтверждают биологическую основу агрессии у человека и,
следовательно, то, что агрессия подобна органической потребности, И все же в этих исследованиях
связь между тестостероном и агрессией часто оказывалась сомнительной: чтобы обнаружить ее, нужны
большие группы испытуемых. Поэтому необходимо искать детерминанты агрессии где-то еще.
Агрессия как реакция, приобретенная в научении
В теории социального научения изучается социальное взаимодействие между людьми, но ее
истоки лежат в бихевиористских исследованиях научения у животных (некоторые из них обсуждались в
гл. 7). Основное внимание она уделяет схемам поведения, складывающимся у людей в ответ на
окружающие события. Некоторые виды социального поведения вознаграждаются, а некоторые
приводят к неблагоприятным результатам; в процессе дифференцированного подкрепления люди со
временем выбирают более успешные схемы поведения. Теория социального научения отличается,
однако, от строгого бихевиоризма тем, что в ней подчеркивается важность когнитивных процессов.
Поскольку люди могут мысленно представлять ситуацию, они способны предвидеть вероятные
последствия своих действий и соответственно перестраивать свое поведение.
Теория социального научения отличается от строгого бихевиоризма еще и тем, что в ней
подчеркивается важность викарного научения, или научения через наблюдение. Многие схемы
поведения приобретаются путем наблюдения за действиями других и за последствиями, которые эти
действия для них имеют. Ребенок, наблюдающий за болезненным выражением на лице старшего брата,
сидящего в кресле у зубного врача, будет бояться, когда настанет и его время в первый раз посетить
дантиста. Теория социального научения подчеркивает роль моделей в передаче как конкретных видов
поведения, так и эмоциональных реакций. Она занимается тем, какие модели наиболее эффективны и от
|