следить за характером телепередач, которые смотрят их дети, но также должны воздерживаться от
поощрения агрессивных действий как со стороны детей, так и персонажей детских телепрограмм.
Родители должны осознавать, сколь мощную роль оказывают их реакции в моделировании поведения:
если они ведут себя агрессивно, их дети, вероятно, также будут вести себя подобным образом.
В нашем обзоре агрессии мы никоим образом не охватили все ее возможные причины. К
распространенным причинам гнева и агрессии относятся потеря самооценки или осознание нечестности
действий другого человека (Averill, 1983); ни один из таких факторов мы близко не рассматривали и
обсуждали агрессию только в плане альтернативы между органической потребностью и реакцией,
приобретенной в научении. Агрессии способствуют также многие социальные факторы; такие условия,
как бедность, скученность, действия представителей власти, например полиции, и ценности, принятые в
своей культурной группе, вот далеко не все из них. Некоторые из этих социальных влияний
рассматриваются в главе 18. В заключение скажем, что агрессия часто возникает, когда человек
находится в состоянии фрустрации, но она не обязательно следует за фрустрацией; существует много
социальных условий, которые усиливают или ослабляют склонность человека к агрессивным действиям
(Berkowitz, 1981).
Изучение агрессии ясно показывает, что эмоциональная реакция сложное явление.
Аналогично, каждая из рассмотренных нами составляющих эмоции автономное возбуждение,
когнитивная оценка и эмоциональное выражение сама по себе является сложным событием,
включающим множество факторов, как биологических, так и психологических. Фактически каждая из
теорий эмоций, описанных в данной главе, пытается ответить на вопрос, каким образом взаимодействие
биологических составляющих эмоции (таких как физиологическое возбуждение и имеющие
универсальный характер выражения лица) и психологических составляющих эмоции (таких как
когнитивная оценка) приводит к переживанию эмоции. В целом исследования, рассмотренные в данной
главе, позволяют предположить, что в большинстве случаев биологические и психологические
составляющие эмоции, вероятно, оказывают друг на друга взаимное влияние в ходе динамического
процесса, развертывающегося во времени. Первоначально ситуация может вызвать у индивидуума
слабую эмоцию, однако по мере того как он оценивает ситуацию на более глубоком уровне,
интенсивность эмоции и степень физиологического возбуждения могут возрасти. Эффекты воздействия
эмоции на его воспоминания сходных событий в прошлом и на оценку этих событий могут привести к
дальнейшему усилению интенсивности и субъективного переживания эмоции. Со временем петли
обратной связи между биологическими и психологическими составляющими эмоции могут начать
оказывать влияние на развитие эмоции. Мы вернемся к обсуждению обратной связи между
биологическими и психологическими составляющими эмоции, когда будем рассматривать тему стресса
в главе 14 и тему эмоциональных расстройств в главах 15 и 16.
Резюме
1. К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное
возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности
к определенным действиям. Решающим является вопрос о природе этих составляющих. Другие главные
вопросы: каков вклад возбуждения, оценки и выражения в силу эмоционального переживания? Какие
составляющие определяют качественную дифференциацию эмоции?
2. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией
симпатического отдела автономной нервной системы. Люди с повреждениями спинного мозга,
ограничивающими обратную связь от автономной нервной системы, испытывают менее сильные
эмоции. Автономное возбуждение помогает дифференцировать эмоции, поскольку паттерны
возбуждения (включая сердечный ритм, температуру кожи) у различных эмоций неодинаковые.
3. Когнитивная оценка это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на
силу эмоции, и на ее качество. Когда людей приводят в состояние диффузного возбуждения, оценка ими
ситуации влияет на качество их эмоционального ощущения. Есть, однако, случаи, в которых эмоция не
содержит сознательной или преднамеренной оценки (например, ощущение страха, приобретенное в
детстве путем классического обусловливания). Такие докогнитивные эмоции опосредуются отдельными
нервными путями в мозге.
4. Выражения лица, сопровождающие основные эмоции, имеют универсальное значение: люди
разных культур одинаково определяют эмоцию, которую выражает лицо человека на определенной
|